Сало — не мясо. Горилка — не водка. Борщ — не бульон. Универсальная методика объяснения окружающего мира от экс-президента Украины Леонида Кучмы: хрен не редька, а Украина не Россия. Интересно только, почему Леонид Данилыч и его преемники никак не разъяснят человечеству, что государство не цирк, политика не клоунада, а экономика — не воровство.
Спасение утопающих
На днях в парламенте Литвы с большой помпой представили «план Маршалла для Украины». Разработчики программы и устроители шоу надеются, что предложенный план будет утвержден (или хотя бы получит перспективу) 24 ноября на предстоящем Пятом саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе. Суть его сводится к тому, что Евросоюз за десять лет (с 2018 года) выделит Украине 50 млрд евро помощи, которая будет направлена на поддержку малого и среднего бизнеса, а также на инфраструктурные проекты. Предполагается, что посильное участие примут Соединенные Штаты. Робкие надежды высказаны в отношении мировых институтов развития. Однако авторы пока так и не определили, на какие цели и кому выделять деньги и на каких условиях. И это, похоже, сразу ставит точку в отношении перспектив всех подобных документов. А ведь их было немало.
Экономику Украины спасали давно и часто. Западные кураторы мечтали сделать из страны привлекательную «антироссийскую» витрину, пытаясь оторвать ее от восточного соседа переориентацией на европейские стандарты, причем задолго до истории с евроассоциацией. Первыми, в 2007 году, в спасатели подрядились британцы из People-Centered Economic Development. План предусматривал поддержку малого бизнеса, предоставление микрокредитов. Документ направили в комитет по внешней политике Конгресса США, где он и канул. В 2014-м появились два маловразумительных плана Бернара-Анри Леви и Тимоти Гартон-Эша. В 2015-м — «План модернизации Украины» украинского олигарха Дмитрия Фирташа, предполагающий создание Украинского фонда восстановления с капиталом 300 млрд долларов для инвестирования в экономику страны. У всех этих планов был единственный недостаток: никто не мог гарантировать инвесторам не то что возврата денег, а хотя бы их целевое использование.
Новая постмайданная власть за три года так и не показала партнерам способность что-либо исправить в госуправлении. Даже проамериканский МВФ, осчастливив украинцев 11 млрд долларов кредитов из обещанных 17,5, приостановил выплаты. Что уж говорить о рачительных европейцах. Причем МВФ неукоснительно придерживался своих традиционных рецептов: условием кредитования Украины ставилась жесткая финансовая и денежно-кредитная политика, сохранение гибкого обменного курса гривны, поддержание макроэкономической стабильности, привлечение инвестиций, улучшение делового климата, модернизация налоговой и банковской системы. Кроме традиционных, повсеместных рецептов МВФ эксклюзивно для Украины потребовал проведения земельной, медицинской и пенсионной реформы, реформы предприятий госсектора, принятия законов о создании антикоррупционного суда и о приватизации. По прогноза