Противостояние Мадрида с лидерами Каталонии, формально боровшимися за независимость от Испании, но согласными на широкую автономию, закончилось неутешительно для обеих сторон конфликта. На прошедших в Каталонии досрочных выборах в региональное законодательное собрание первое место заняла партия «Граждане», выступающая за сохранение автономии в составе Испании. Но победившая партия получила лишь четверть голосов избирателей, что позволит ей занять всего 37 мест в парламенте из 135. Еще хуже обстоят дела у Народной партии Каталонии — местного отделения правящей Народной партии премьер-министра Испании Мариано Рахоя: она получила всего три места. Видимо, избиратели, вне зависимости от того, выступают они за независимость или за сохранение автономии, не оценили рвения мадридских властей, приказавших жестоко избивать каталонцев на последнем референдуме о независимости. Партии, выступающие за отделение от испанской короны, напротив, заручились большей поддержкой избирателей, получив в сумме 70 депутатских мандатов. При этом явка составила около 81% избирателей, что лишает противников независимости основного аргумента — «голосует за отделение активное меньшинство». У бывшего главы автономии Карлоса Пучдемона поводов для радости тоже нет, его партия «Вместе за Каталонию» получила всего 34 места в парламенте.
Пучдемон, решившийся перечить Мадриду, проводя референдум о независимости и подставив своих сторонников под дубинки мадридских силовиков, оказался не способен воспользоваться полученной победой на референдуме. Бесконечное ожидание уступок от Мадрида, нежелание действовать в соответствии со своими обещаниями и озабоченность собственной судьбой закономерно лишили его власти и заставили спасаться в Бельгии. Такое безответственное и трусливое поведение не могло не сказаться на популярности бывшего символа борьбы Каталонии за независимость. Партия «Левые республиканцы Каталонии» бывшего заместителя главы автономии Ориола Жункераса, сидящего в испанской тюрьме за проведение референдума о независимости, получила 32 депутатских кресла.
Политический кризис возник из-за неудачной попытки Карлоса Пучдемона спекулировать на настроениях жителей Каталонии и реакции премьера Испании Мариано Рахоя, кидавшегося в атаку на любые попытки компромисса с упорством, вызывающим зависть у лучших испанских быков, принимавших участие в корриде. Результаты выборов показали не только утрату поддержки среди избирателей этих политических лидеров, но и их дальнейшее нежелание воспринимать реальность. Карлос Пучдемон, решивший, что победил на выборах он, заявил, что снова готов к переговорам с премьер-министром Испании. Мариано Рахой, в свою очередь уверенный в победе, заявил, что готов к встрече с лидером партии «Граждане» Инес Арримадас — очевидно у них будет больше общих тем для разговоров. Жители Каталонии рано или поздно найдут более адекватных политических лидеров, но жесткая позиция Мадрида заставит новых вождей прибегнуть к более радикальным действиям, нежели бесконечные и б