«Диалог без ясных результатов» — именно так британское издание BBC озаглавило свою статью о Конгрессе национального диалога Сирии, который состоялся в Сочи 30 января. По мнению журналистов, мероприятие было бессмысленным и существенно не приблизило Сирию к выходу из состояния гражданской войны. Некоторые западные СМИ и политологи идут дальше в своих скептических оценках и даже не считают конгресс диалогом. По их словам, там не было никакой реальной оппозиции, а присутствовали лишь сторонники Башара Асада, сирийская системная оппозиция (то есть де-факто сторонники Асада), а также всякая оппозиционная шушера, приглашенная для приличия. Соответственно, само мероприятие оказалось, по сути, провалом его основного спонсора — Российской Федерации. Которой не удалось перехватить инициативу в дипломатическом процессе.
Однако в Москве все-таки считают иначе. Да, мероприятие было шумным и эмоциональным (присутствующие даже несколько раз перебивали криками министра иностранных дел Сергея Лаврова, выступавшего на конгрессе с приветственным словом), однако результатами мероприятия стало само общение, совместная декларация и инициация конституционной комиссии (в которую предварительно войдут 100 представителей власти и 50 человек из числа оппозиции). И важность последнего результата не стоит недооценивать — по сути, в Сочи было сделано то, чего не смогли достичь за почти десять раундов женевских переговоров.
Да, на конгрессе не была представлены вся разрозненная сирийская оппозиция, однако это было либо их решение, либо принципиальная позиция Турции, которая не хотела видеть в Сочи полноценную делегацию курдов. К тому же отсутствие большей части группировок даже сыграло позитивную роль — в Сочи собрались те, кто реально хотел мира либо понимал, что лучших альтернатив мирному решению сейчас нет.
Голубь раздора
Само мероприятие началось со скандала. Организатором которого (или инициатором по безалаберности), по мнению некоторых западных и российских журналистов, стала Москва.
Причина была в символе сочинского конгресса — голубе на фоне двух сирийских флагов (красно-бело-черных с двумя звездами каждый). Часть оппозиционеров прилетела в аэропорт, бросила взор на этот символ, повозмущалась — и улетела назад в Турцию. Они позиционируют сирийский флаг как символ «режима Асада» и не видят на таких условиях пространства для переговоров. Флагом Свободной сирийской армии, как известно, является зелено-бело-черный флаг с тремя звездами, и его, по мнению ряда экспертов, тоже можно было повесить на эмблему.
На самом деле провокацию тут устроили сами оппозиционеры — символ конгресса был давно опубликован, они о нем знали и приехали лишь для того, чтобы попасть на страницы СМИ (вряд ли для набора миль — из Турции в Сочи лететь недалеко). А наличие флагов исключительно Сирии на символе конгресса было абсолютно верным, поскольку имело важное сущностное наполнение. Символ конгресса показывал, что мероприятие будет проводиться с учетом сирийских реалий, а не фантазий. А реалии т