Великобритания уходит из Евросоюза отнюдь не по-английски, скрупулезно разбирая каждый спорный вопрос и до последнего отстаивая свои интересы. Финальные переговоры о брекзите начнутся только в марте 2018 года, объявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Но процесс запущен, минувшей осенью прошел первый, предварительный этап согласований. Сложностей великое множество, ведь в Римских договорах, заложивших основу Евросоюза в его нынешнем виде, не был разработан «план отступления», предусматривающий четкую пошаговую схему выхода той или иной страны из ЕС. Спустя полвека развод получается слишком болезненным, так что и в Великобритании, и, само собой, в Евросоюзе появляется все больше желающих повернуть дело вспять.
Блокпосты первой фазы брекзита
Пятнадцатистраничным «докладом о прогрессе» завершилась первая фаза переговоров по брекзиту в декабре минувшего года. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и Жан-Клод Юнкер достигли компромисса по трем пунктам: обеспечение прав граждан, размер финансовых обязательств и обустройство границы с Ирландией. Правда, на согласование только этих вопросов у Лондона и Брюсселя ушло полтора года. Впереди еще десяток сложных тем.
Одно из главных условий успешного перехода ко второй фазе переговоров — решение вопроса финансовых обязательств перед Евросоюзом. В данном случае на большие уступки относительно своей первоначальной позиции согласился Лондон. Ведь изначально «брекзитеры» заявляли, что не собираются ничего выплачивать ЕС. Однако обсуждаемая на встречах сумма (около 50 млрд фунтов стерлингов, или чуть более 57 млрд евро) — это не «откуп за брекзит», а исполнение уже подписанных текущих финансовых обязательств в бюджете ЕС до 2020 года, которые Великобритания утвердила, будучи членом Евросоюза. По сути, в этой цифре нет ничего сверхъестественного. С учетом того, что бюджет ЕС утверждается на семь лет, от Великобритании никто не требует сиюминутных выплат. Сумма «откупа» делится на несколько частей, которые вряд ли ударят по британской казне. Для сравнения: чистый вклад Великобритании в бюджет ЕС в 2015 году составил 8,5 млрд евро. Сегодня на деньги Соединенного Королевства рассчитывают различные фонды и агентства, их получают в виде зарплат и пенсий в том числе британские граждане. Это не алименты, а британский долг перед ЕС, который страна должна погасить в течение нескольких лет.
Легче всего Лондону и Брюсселю было достичь договоренности о правах граждан. Дело в том, что брекзит автоматически аннулирует договоры, гарантирующие правовой статус граждан Евросоюза на территории Великобритании и британцев, проживающих и работающих в странах ЕС. «Евросоюз с самого начала настаивал на сохранении юрисдикции Европейского суда. Однако для сторонников выхода из Евросоюза это была та “красная линия”, которую они не могли перейти, — объясняет ситуацию в беседе с «Экспертом» руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина. — Вопрос долго и жестко обсуждался, но в итоге Лондон и