Холодная война 2.0 разворачивается прежде всего в глобальной информационной среде, и вклад западных средств массовой информации в развитие международной конфронтации едва ли не превышает усилия безответственных политиков. Крупнейшие СМИ, еще недавно бывшие эталоном качественной журналистики, очень быстро превратились в разжигателей и пропагандистов. Вдумчивый и глубокий анализ информации сменился поверхностными оценками и пренебрежением критической мыслью. Все реже задаются неудобные вопросы, все чаще доверяют фейковым и непроверенным источникам. Независимость СМИ ушла в прошлое. Редакционную политику медиаресурсов определяют владельцы — крупный глобализованный капитал, но столь же зависимы от заказа сверху издания, принадлежащие государству.
В последние годы самостоятельную деградацию журналистского сообщества дополняют инициативы властей, хотя пока цензуру и ограничения свободы слова в медиасреде, официально оправдывают соображениями политкорректности. Неугодных выдавливают с рынка, невзирая ни на какие демократические принципы. Частью любых антироссийских санкций непременно становятся ограничения в деятельности телеканала Russia Today — экономическое давление, отзыв лицензий и аккредитаций, трудности в доступе к аудитории. Находят управу и на своих журналистов и экспертов, которые в поисках неангажированных рупоров информации уходят в мелкие издания и в интернет. Цензура приходит во Всемирную паутину — теперь это общемировой тренд.
Мы рассмотрим пример французского медиапространства, где всегда присутствовала сильная традиция плюрализма мнений. В соответствиb с опросом, проведенным службой IFOP-Fiducial в декабре 2017 года, 67% французов считают, что свобода слова во Франции находится под угрозой. Это неудивительно, учитывая последние законодательные инициативы правительства, направленные против так называемых фейковых новостей.
Русские агенты
Повод для давления властей на французские СМИ, конечно же, предоставила Россия, которая якобы вмешалась в недавние президентские выборы. Их победитель Эммануэль Макрон был сильно недоволен деятельностью канала RT и агентства Sputnik, а его предвыборный штаб в мае 2017 года отказал в аккредитации российским массмедиа. Представитель штаба объяснил это решение следующим образом: «Мы считаем RT France и Sputnik, эту двуглавую организацию, не органом прессы, не средством массовой информации, а настоящим агентством государственной пропаганды». Они «регулярно распространяют лживую информацию с целью навредить Эммануэлю Макрону». Однако когда агентство Reuters попросило Макрона представить доказательства вины российских СМИ, убедительных примеров он так и не привел.
Тем не менее недавно Макрон решил ввести закон против распространения «недостоверной информации и пропаганды в интернете». «Мы видоизменим французское законодательство, чтобы защитить демократическую жизнь от ложных новостей», — заявил президент.
Согласно этой инициативе, деятельность СМИ, распространяющих ложные новости, будет прекращаться по уск