Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), поделился своим взглядом на предвыборный ландшафт накануне 18 марта и рассказал, из чего складывается запрос на перемены в обществе и элитах.
— Валерий Валерьевич, кто же конкретно в российском обществе хочет перемен?
— Общество большое, разное. Кому нужны перемены? Пенсионерам точно не нужны. А это у нас самая активная часть электората, как известно. Молодым хочется просто движухи, то есть это запрос не на содержательные перемены, а на новизну. А у среднего возраста, конечно, запрос на перемены гораздо более глубокий и наполненный.
— И что нужно россиянам среднего возраста?
— Больше денег, больше высокооплачиваемых и квалифицированных рабочих мест, более эффективная образовательная система, потому что у них уже, как правило, дети идут в школу. Конечно, им также необходима современная медицина. Не потому, что сами уже больные, а потому, что заботятся и о детях, и о родителях. Им нужно меньше коррупции, больше справедливости, в том числе в налоговых вопросах, и больше равенства всех перед законом. Как видим, практически все главные запросы лежат во внутренней плоскости, а не во внешней, и скорее в социально-экономической сфере, чем в политической. То есть тут нет запроса на бóльшую свободу слова, на независимые СМИ, на либерализацию отношений с Западом. Есть вопрос равенства возможностей — чтобы «больше делились»… Кто? Работодатели — с работополучателями.
— Эти люди не готовы жертвовать внутренними успехами ради внешних побед?
— Внутренних успехов они особо не видят, потому что у нас последние два года кризис и еще год стагнации. И это достаточное время для того, чтобы произошла адаптация, наступило понимание, что у нас не 2007 год с восемью процентами роста ВВП и соответствующим ростом доходов. Притязания снизились — стали более определенными, реалистичными. Но, конечно, есть желание жить лучше. Устали уже от кризиса, хочется что-то большее себе позволить.
— За кого голосуют эти люди, которые устали и хотят перемен?
— Идет борьба за роль лидера перемен. Или, иначе, гаранта развития. Кто претендует? Путин, Грудинин, Собчак. Ну, Титов еще сбоку. За Жириновского отдельные люди голосуют, и они на других особо не смотрят. А вот Грудинин — новый персонаж. Он не человек из железа, не упертый коммунист, а он такой: и вашим, и нашим, то есть готов играть по широкому фронту. И программа у него левопопулистская: всех посажу, все заберу в государство и восстановлю социализм, пособия, все будут при деле. В общем, это перемены в стиле «Наше будущее — в нашем прошлом!». Собчак никаких реальных перемен не обещает, одни маловажные и малоинтересные большинству людей фейки. Но сама лично, внешним видом и повадкой, Ксения резко отличается от всех других кандидатов, так что запрос на перемены она олицетворяет персонально, как французский Макрон: та же конфетка, но в другой обертке. Как говорилось в известном фильме, «многие верят…».
Главный гарант перемен — это, конечн