Одни из самых интригующих выборов за последние годы ждут нас 9 сентября в Единый день голосования. Вряд ли с позиции абсолютного результата, но с точки зрения оценки общего состояния политической системы. Это будет традиционно референдумное голосование. «Единая Россия» поборется не с партийными оппонентами, а с протестным электоратом, который заметно увеличился на фоне пенсионной реформы. Не исключено, что результаты выборов дадут старт новому, более глубокому редизайну партийно-политической системы, подобно тому как это произошло после выборов 2012 года.
Выборы будут масштабными — голосует почти вся страна. Прямые выборы губернаторов состоятся в 22 субъектах федерации, непрямые, через заксобрания по представлению президента, еще в четырех. В 16 регионах выберут депутатов заксобраний, в 12 — городских дум. Пройдут также дополнительные выборы в Госдуму по семи одномандатным округам в шести регионах и множество муниципальных кампаний.
Стресс-тест в боевых условиях
Долгие годы оппоненты Кремля требовали усилить конкурентность избирательной системы, но они не ожидали, что власть сама «выстрелит себе в ногу»: затеет непроработанную реформу и обрушит рейтинги всех властных институтов накануне выборов. Политическая система находится в напряжении и проходит очень важный стресс-тест на состоятельность в преддверие парламентских выборов-2021 и президентских-2024.
Уже понятно, что никакого плана у правительства не было: задача состояла в том, чтобы протолкнуть пенсионную реформу в летнее политическое затишье, а затем, обработав сигналы сопротивления, заняться техническим просчетом документа и коррекцией отдельных статей. Коммуникации с народом и экспертными институтами не предполагалось вовсе, а вся властная вертикаль подверглась сильнейшему давлению. Внутрипартийные дискуссии в «Единой России» шли шепотом в кулуарах. Регионы в приказном порядке присылали одобрительные заключения на законопроект. Впрочем, и активного протеста не было. Митинги, поначалу поднятые организаторами из профсоюзов и компартий, быстро сошли на нет. Они были малочисленными и страдали от отсутствия лидеров и внятной повестки. Во многих регионах их собирали политические фрики, что не добавляло доверия акциям со стороны населения. И это при том, что к августу средний показатель желающих участвовать в протестах против пенсионной реформы превысил 40% по стране. Запрет на освещение хода пенсионной реформы до сих пор действует в большинстве региональных СМИ. Хотя усилиями отдельных институтов, прежде всего Государственной думы и Общественной палаты, профессиональное обсуждение законопроекта все же началось. Общественная палата организовала активную дискуссию по поводу пенсионной реформы в региональных общественных палатах, что вылилось в формирование пакета из 27 вопросов к правительству по поводу реформы. Это позволило существенно профессионализировать ее экспертное обсуждение.
Двадцатого августа состоялось внутрипартийное мероприятие «Единой России», на котором были представлены некот