Многомесячные спекуляции относительно судьбы российских комплексов ПВО С-400, предназначавшихся Турции, подошли к концу. Транспортные самолеты, начавшие перевозить элементы этой системы на турецкую территорию, доказали: глава Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган не намерен отказываться от заключенного контракта и аннулировать его просто потому, что того требуют Соединенные Штаты. «Разворота назад не будет. Это было бы неэтично и аморально. Никто не должен нас просить слизать то, что мы сплюнули», — заявил турецкий президент.
За отказ слизывать Турцию теперь ждет публичное наказание: Соединенные Штаты уже заявили, что введут против Анкары санкции за непослушание. Точный перечень санкций пока неизвестен — ясно лишь, что Турцию исключают из программы создания самолета пятого поколения F-35, куда она инвестировала сотни миллионов долларов, и разрывают с ней контракт на поставку этих самолетов, который турки уже частично оплатили. Судя по всему, последуют и более серьезные меры, но они будут тщательно выверены. Как пишет редакция The Washington Post, США вынуждены пройти по очень тонкой грани и решить дилемму: защитить F-35 и одновременно сохранить нормальные отношения с важной и нужной Турцией.
Однако это не дилемма — скорее трилемма. Ведь тут есть еще одна составляющая, которую нужно защитить: американская репутация. И речь идет не о каком-то громком статусе, а об основе, на которой зиждется внешняя политика президента Дональда Трампа.
Гордая Анатолия
Россия поставит в Турцию четыре дивизиона противовоздушных комплексов С-400 на 2,5 млрд долларов (55% этой суммы — российский межгосударственный кредит). Формально гнев Соединенных Штатов связан с тем, что покупка Анкарой С-400 ставит под угрозу безопасность НАТО и американских оборонных технологий, и прежде всего угрожает истребителю F-35, который уже называют столпом обороны стран — членов Альянса. Якобы при помощи С-400 турки смогли бы создать очень точный радиолокационный профиль F-35, выявить все его уязвимости и передать эту информацию российским разработчикам системы. Либо российские разработчики могли бы получить ее самостоятельно (американцы маниакально боятся «закладок» в ПО С-400, которые в автоматическом режиме якобы смогут передавать все данные со своих радаров прямиком в Москву). Поэтому Вашингтон и поставил перед Анкарой ультиматум: либо F-35 и дальнейший контракт с США на поставку систем Patriot (менее продвинутый аналог российской системы), либо C-400 и разрыв контракта на F-35.
Эрдоган выбрал второй вариант. Отчасти из коммерческой составляющей (россияне предложили ему не только саму систему, но и технологии, хотя речь и не идет о лицензионной сборке готовых изделий), но отчасти и по политическим причинам. Турецкий президент не может себе позволить подчиняться ультиматумам и давлению американского коллеги. И не готов «по-братски» пойти навстречу просьбе Вашингтона — просто потому, что туркам этот компромисс не зачтется. Ведь история с F-35 не корень, а скорее следствие проблем в