В конце июня бывший президент Республики Кыргызстан (РК), Алмазбек Атамбаев решением парламента был лишен статуса неприкосновенности. Депутаты передали в прокуратуру внушительный перечень возможных преступлений экс-президента за период его руководства страной. В частности, его обвинили в преследовании политических оппонентов и СМИ, коррупции при модернизации теплоэлектростанции «Бишкек», в содействии незаконному обороту земель, нелегальном получении земли для строительства своего дома и в незаконном освобождении «вора в законе» Азиза Батукаева. Уже 24 июня Генпрокуратура подтвердила признаки пяти выдвинутых преступлений, а 9 июля Атамбаев был лишен и статуса экс-президента страны. Дело против бывшего лидера республики замерло в одном шаге от начала уголовного процесса.
Сам Атамбаев свою вину не признает. Еще в прошлом месяце он заявил, что за всем этим делом стоит банальное желание нынешнего президента страны Сооронбая Жээнбекова «устранить политического оппонента», а после решения парламента о лишении его иммунитета и вовсе назвал главу страны нелегитимным, заверив, что в случае задержания окажет силовое сопротивление (используя личный пистолет). Понятно, что забаррикадировавшемуся на своей усадьбе в селе Кой-Таш Атамбаеву теперь ничего не остается, кроме как искать спасения в обострении ситуации, например, спровоцировав против себя силовую операцию, которая, возможно, приведет к гражданскому конфликту. Однако, как считают эксперты, шансов на такую развязку почти не осталось. Круг сторонников Атамбаева сузился до предела, а внешнеполитические игроки никакой обеспокоенности в связи со случившимся не высказали. Более того, нынешний президент Киргизии на днях, возвращаясь из Швейцарии, заехал в Москву, где обсудил с Владимиром Путиным ряд совместных интеграционных проектов и подписал солидный пакет соглашений в области взаимной торговли, строительства инфраструктуры и в военной сфере. Скажем, будет расширена российская база в Киргизии. В общем, внутриполитической конфронтации в Бишкеке Москва будто бы не заметила.
Из князей в грязи
Столь драматично развернувшееся для Атамбаева событийное полотно последнего месяца — следствие его уже давнего личного конфликта с бывшим соратником Жээнбековым. Прошедший, как поначалу представлялось, мирно транзит власти в Киргизии дал первый сбой в феврале 2018 года, когда новый президент на заседании Совета безопасности раскритиковал правоохранительные органы за слишком инертную борьбу с коррупцией. Атамбаев принял обвинение на свой счет, разозлился и на съезде Социал-демократической партии Киргизии (СДПК) недвусмысленно напомнил, что именно при его президентстве в стране вообще началась системная борьба с коррупцией. Затем Жээнбеков, который, казалось, должен был исполнять роль послушного преемника, и вовсе резко перевернул расстановку политических сил в стране, стряхнув со своих плеч заботливые руки коллеги и главного патрона по партии: он произвел быструю кадровую чистку на всех верховных государственных пост