Наташа, владелица небольшого бизнеса в боливийской столице Сукре, растеряна. «И что теперь?» — спрашивает она, указывая на экран телевизора. Диктор говорит об отставке президента Боливии Эво Моралеса после почти четырнадцати лет непрерывного правления. Молодежь машет боливийскими флагами и ликует: «Да, это возможно!». В следующем кадре уже разгневанные сторонники экс-президента маршируют под лозунгом «Гражданская война — сейчас». Страна в шоке и не знает, что ответить русскому экспату на нехитрый вопрос. Новые президентские выборы, гражданская война или военная хунта. Или все сразу.
Бунт против авторитаризма
Тридцать дней хаоса подвели черту под четырнадцатью годами стабильности. Триггером народного гнева стали сомнительные итоги президентских выборов. Избирательная комиссия в самый разгар голосования перестала публиковать данные, а затем объявила о победе Моралеса уже в первом туре. Нужен был перевес в десять процентов, чтобы не тратить силы на второй раунд, — и, похоже, президент «натянул» этот гандикап.
Лидер Боливии долгие годы обеспечивал стабильный экономический рост и, казалось, сам поверил в свою исключительность. Он переизбрался на четвертый срок вопреки результатам народного референдума и местным законам, которые сам же установил. Да еще и с многочисленными нарушениями при подсчете голосов, если верить Организации американских государств (ОАГ).
Боливийская молодежь не смогла простить старому социалисту авторитарных замашек и вышла на улицы с протестом. Едва ли молодые боливийцы помнили страну до Моралеса: страшную и нищую, на задворках геополитических интересов даже своих латиноамериканских соседей. Теперь модные демократические принципы оказались для них важнее реальных экономических достижений.
Протест получился спонтанным. Экс-президента до сих пор поддерживает около половины населения. В основном это крестьяне, горняки, кокалеросы (производители коки) и коренные индейцы, к которым принадлежит сам Моралес. Когда стало понятно, что политического кризиса не избежать, между сторонниками и противниками экс-президента начались уличные столкновения. В ход пошли камни, дубинки, дымовые шашки. Боливия оказалась на грани гражданской войны.
Моралес сначала ввел чрезвычайное положение, обвинив правую оппозицию в госперевороте. Затем обратился к народу с предложением провести второй тур голосования. Когда и это не помогло, пообещал новые президентские выборы. А 10 ноября и вовсе объявил о своей отставке и улетел в Мексику. Временным президентом Боливии стала второй вице-спикер сената Жанин Аньес.
«Со стороны Моралеса это был мудрый шаг, которым он попытался снизить накал насилия, успокоить страну. Он знает не понаслышке, что такое боливийский протест и насколько серьезным тот может быть. Моралес сам пришел к власти на волне социальных протестов», — говорит «Эксперту» кандидат политических наук, ученый секретарь Института Латинской Америки РАН Татьяна Воротникова.
Оппозиция в погонах
Политический кризис в Боливии разворачивался столь стремите