А — «агитпроп», B — «бардак» (Bardak), С — «коммунизм» (Communisme) — и так 26 глав по количеству букв французского алфавита. В каждой из них читателю в изящной шутливой манере предложено пересмотреть взгляды на Россию и ее жителей или хотя бы поставить под сомнение безапелляционный тон пропаганды крупнейших западных СМИ. Французский эссеист Маттье Бюж написал книгу «Русский кошмар, азбука западных клише и фантазий о России» прежде всего для соотечественников, на русский язык она пока не переведена. Однако автор считает, что и нашему читателю полезно с ней ознакомиться. «Книга, которая не терпит равнодушия и заставляет задаться вопросами о добропорядочности Запада. Рассказывая о Востоке Европы, она представляет Западу его достойное отражение» — так оценила этот труд Анн Колдефи-Фокар, глава издательства Les Editions L'Inventaire.
Особый шарм повествованию придает судьба автора: Маттье Бюж четыре года постоянно живет в России, обзавелся семьей и уже путается, где «у нас», а где «у них». Мы встретились, чтобы обсудить влияние СМИ на жизнь и взгляды французов.
— В 2008 году Россия столкнулась с мощной западной пропагандой во время грузино-абхазского конфликта. Однако Николя Саркози приехал к Владимиру Путину и выступил посредником в вопросе мирного урегулирования. Сегодня мы видим тот же накал пропаганды, но Франсуа Олланд отказывается видеть российского президента в Париже. Что произошло за эти восемь лет между русскими и французами?
— Мы видим лишь продолжение процесса сближения Франции и США. Тринадцать лет назад, когда американцы решили воевать в Ираке, Жак Ширак (вместе с Герхардом Шредером и Владимиром Путиным) сказал «нет». Но затем Саркози начал реинтеграцию Франции в НАТО. Олланд продолжает эту линию. И с этим ничего нельзя сделать. Le Monde, главный журнал во Франции, — это почти голос Сороса. А Libération — это голос Бернара Анри Леви. Я понимаю этот процесс, но мне жалко, что мы потеряли свою независимость.
Конфликты в Грузии или Украине лишь незначительные примеры в долгой конфронтации России и Запада. Швейцарский писатель Ги Меттан говорит, что война между Россией и Западом идет уже тысячу лет. Честно говоря, я не знал об этом. Но считаю, что точно не меньше, чем триста лет. Холодная война не закончилась. Время Ельцина — просто маленькая пауза.
— Мы наблюдаем удивительную вещь. Раньше оппоненты провоцировали друг друга, шпионили, чтобы добыть компромат. Сейчас достаточно помахать какой-то пробиркой или сослаться на ролик в интернете, чтобы обвинить и растоптать Россию в СМИ. Но почему западные журналисты, исследователи, эксперты не задают неудобные вопросы?
— Их мало, но такие люди есть. К сожалению, не в главных медиа. У меня во Франции очень много друзей, которые работают журналистами. И я до сих пор удивляюсь, что они ничего не знают про Россию, вообще ничего. Но пишут о ней. Всем известно, что США сбили иранский «боинг», и никто не видит тут скандала. Есть подозрения, что и корейский «боинг» на их совести. Но журналисты все равно