Спустя неделю после старта операции в сирийском Алеппо сохраняется прекрасная динамика продвижения правительственной армии. Освобождено более половины восточной части мегаполиса, которая 5 лет находилась под властью боевиков. Особенно интенсивно наступление развернулось в воскресенье, несмотря на ливень и промозглую погоду. Сообщения о взятии кварталов бойцами Сирийской Арабской армии (САА) приходили ежечасно. К вечеру четвёртого декабря речь идёт о формировании нового северного котла и о выстраивании новой линии фронта с опорой на историческую часть города, где располагается Цитадель Алеппо.
Повторяется сценарий недельной давности. САА несколько дней раскачивали фронт, атакуя восточный котёл с разных сторон. С юга и юго-востока последовали два мощных удара добровольческих отрядов из Ирака и Ливана, которые прорвали оборону, но затем отошли под контратаками боевиков. И это не позволило террористам перебросить подкрепление к северному фронту, который уже был ослаблен атаками недельной давности. В результате именно на севере-востоке на прорыв пошли сильнейшие отряды спецподразделения «Тигры», которые методично и без пауз начали продвижение к Цитадели Алеппо, зачищая квартал за кварталом. К вечеру до встречи с западным фронтом осталось не более 500 метров, однако вряд ли кольцо будет замкнуто. Скорее всего, боевикам северных кварталов будет позволено выйти к южной группировке через тонкий простреливаемый перешеек. Эта тактика позволила неделю назад одним днём зачистить около 40% территории с террористами.
Впрочем, всегда остаётся вариант и с «зелёными» автобусами для перевозки сдавшихся террористов в провинцию Идлиб. Надо отметить, что за две последние недели этой опцией воспользовались несколько тысяч боевиков, которые покидают повстанческие анклавы в центре обжитой части страны. Эти населённые пункты бунтовали против режима Асада с 2011 года. Но сейчас местная «оппозиция» сдаёт тяжёлое оружие и капитулирует. Часть повстанцев пробует перейти к мирной жизни под надзором легитимной администрации, часть уезжает в Идлиб, последний оплот «зелёных» боевиков в Сирии. Так работает метод кнута и пряника: бойцы Асада давят оружием, российский Центр примирения предлагает жизнь.
Один из больших вопросов, что делать после Алеппо с этим идлибским рассадником терроризма. Он служит прекрасным механизмом для расшивания повстанческих анклавов по всей Сирии – боевики знают, что всегда есть, куда уехать и под давлением часто выбирают этот маршрут. Армии не приходится штурмовать городские укрепрайоны, уничтожать инфраструктуру и держать приличные силы для контроля над линией окружения. Но в самом Идлибе уже сформирована целая армия из вызволенных террористов, которая вполне может преподнести неприятный сюрприз.
Незавидна участь и оставшихся террористов в Алеппо. После краха северной крышки котла местные банды создали объединение под названием «Армия Алеппо», правда, её главарь был тут же убит то ли в бою, то ли сирийским спецназом. А группировка «Ан-Нусра» (филиал «Аль-Каиды», запрещены в России), которая на деле и руководит всей обороной, теряет контроль за подчинёнными отрядами. В каждом районе мегаполиса орудует своя банда, со своими огневыми точками и складами с оружием. И, как сообщается, в воскресенье между террористами вспыхнули междоусобные битвы за арсеналы, делиться которыми никто не хочет.
К слову, в этом и секрет успеха САА в Алеппо: фронт не монолитный, а лоскутный. Каждый квартал – отдельный район обороны. Взаимопомощь у боевиков налажена слабо, кроме того, окруженцев регулярно терзают штурмовые группы союзников. Сказывается преимущество в численности. Армия и добровольцы регулярно ротируются, а у защитников нет времени на сон, еду и отдых. САА прощупывать линию фронта, находит слабый участок и бьёт клином, прорывает оборону и разрывает её изнутри. Как хищник вырывает у жертвы клоки мяса, лишая тело крови, а мозг желания продолжать борьбу.
Всё идёт к тому, что Алеппо будет полностью зачищен к Новому году.