Дьяк. Он, батюшка, по-немецки говорит. Да понять-то его немудрено. Они Кемскую волость требуют. Воевали ее, говорят, так подай теперь ее, говорят!..
Милославский. Так что же ты молчал? Кемскую волость?
Посол. О, я… о, я…
Милославский. Да об чем разговор? Да пущай забирают на здоровье!.. Господи, я думал, что!..
Михаил Булгаков. «Иван Васильевич»
Гельмут Коль родился в семье чиновника, прошедшего Первую мировую войну, а родной брат будущего канцлера погиб на фронте во время Второй мировой. Гельмуту Колю едва не пришлось самому поучаствовать в войне — его мобилизовали в 1945-м, в пятнадцать лет. Политическая карьера Коля началась сразу после окончания войны: в возрасте шестнадцати лет он стал одним из организаторов «Молодежного союза» — своего рода «комсомола» правящей ныне в союзе с Христианско-социальным союзом (XCC) партии «Христианско-демократический союз Германии» (ХДС). Еще будучи студентом юридического факультета, Коль вошел в руководящий состав ХДС в своем родном городе Людвигсхафене-на-Рейне. В тридцать пять лет он уже член федерального правления ХДС, а еще через два года — заместитель председателя этой партии. В 1982 году Гельмут Коль становится федеральным канцлером ФРГ и занимает этот пост в течение шестнадцати лет — беспрецедентный по продолжительности срок нахождения у власти для Западной Европы. Именно на эти годы пришлись масштабные исторические перемены, благодаря которым Гельмут Коль еще при жизни стал исторической фигурой.
Единство нации
Военное поражение Германии во Второй мировой войне дорого обошлось немцам, их страна была разделена на четыре оккупационные зоны: американскую, британскую, французскую и советскую. Первые три оккупационные зоны со временем превратились в Западную Германию (ФРГ), а советская часть стала Германской Демократической Республикой. Такое разделение Германии между враждующими блоками казалось вечным, но еще более страшным сценарием виделась военная победа одной из сторон — в этом случае Европа, в первую очередь ГДР и ФРГ, стали бы ареной прямого столкновения противоборствующих армий. Численность советских войск в ГДР достигала 340 тыс. солдат и офицеров. Запустить процесс объединения двух Германий было не в компетенции ни ФРГ, ни ГДР. Но экономический и социальный кризис в СССР, выход из которого виделся руководству советского государства в отказе от союзников, военных баз и влияния в мире, дал немцам уникальный шанс. И теперь уже от руководства ФРГ зависело, воспользуются ли немцы неожиданно представившимся шансом на объединение. Германии, в отличие от СССР, крупно повезло — у ее руля оказался Гельмут Коль, для которого приоритетом было единство нации, а не сиюминутные экономические или политические дивиденды. Идея объединения ФРГ и ГДР в одно государство, точнее, вхождение ГДР в состав ФРГ, имела массу противников — прежде всего Великобританию и Францию, претендовавших на лидерство в Старом Свете и видевших в Германии своего конкурента. Президент Франции Франсуа Миттеран и премьер-министр Велико