Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Две большие разницы


Дифференциация по ВРП за последние 10 лет оставалась высокой. «Регионы с наиболее низким и наиболее высоким уровнем ВРП на душу населения практически не меняются. Наиболее низкий показатель – в Ингушетии, наиболее высокий – в Тюменской области», – говорится в обнародованном вчера аналитическом докладе ФБК «Экономическая дифференциация регионов: оценки, динамика, сравнения».

Однако разрыв между самым богатым и самым бедным регионами – «коэффициент размаха» – снизился с 26,5 до 25,4 раза. Еще существеннее снизился разрыв по среднемесячной начисленной зарплате (в расчете на одного работника) – с 3,6 в 2000-м до 2,7 раза в 2010-м («коэффициент размаха» изменился с 10,2 до 5,1 раза) – и по среднедушевому денежному доходу – с 3,4 до 2,4 раза («коэффициент размаха» снизился с 13,6 до 6,3 раз).

По валовому региональному продукту (ВРП) коэффициент дифференциации между 10 самыми богатыми и 10 самыми бедными регионами снизился с 3,8 раза в 2000 году до 3 раз в 2009 году.

По мнению экономистов ФБК, это произошло как за счет снижения темпов роста зарплат в высокооплачиваемых регионах, так и за счет ускоренного роста зарплат в малооплачиваемых регионах – вследствие политики межбюджетного регулирования и дотаций бюджетникам. Экономический фактор оказал меньшее влияние. Вывод очевиден – политику активного дотирование следует сменить на политику экономического развития: улучшения бизнес-климата и инвестиционной среды.

По мнению заместителя руководителя Федеральной службы государственной статистики РФ Максима Дианова, снижение межрегиональной дифференциации – явление позитивное. Вопрос лишь в том, какую стратегию выберет Минрегион для дальнейшего развития событий.

«В современной России граница дифференциации в гораздо большей степени пролегает не между регионами, а внутри каждого региона – между крупнейшими городами и деревней. Так что если мы используем общие статистические данные по региону, то картина в любом случае получится нарисованной крупными мазками», – отметил эксперт.

Бывший член Президентского совета, профессор географического факультета МГУ Леонид Смирнягин считает, что «нельзя достичь полного выравнивания экономической ситуации в регионах, однако это не значит, что к этому не надо стремиться». В качестве позитивного эксперт отмечает тот факт, что экономическая дифференциация регионов сегодня существенно меньше, нежели дифференциация населения (разрыв между самыми богатыми и самыми бедными за 2000-е годы вырос с 13,5 до 16 раз). Правда, при этом он отмечает, что теме выравнивания экономического положения субъектов федерации власти уделяют не много внимания, требуется модернизация механизмов субсидирования дотационных регионов.

«Существующий механизм субсидирования дотационных регионов не нужен, – утверждает заведующий кафедрой муниципального управления факультета государственного и муниципального управления НУИ ВШЭ Симон Кордонский. – Во-первых, потому что статистические данные порой весьма далеки от реального положения дел, а во-вторых, потому что существующий механизм дестимулирует беднейшие регионы к реальным экономическим преобразованиям».