Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Литий-ионный запуск


Завод, ставший крупнейшим инвестиционным проектом, реализованным в последние годы на территории Новосибирской области, был построен всего за девять месяцев. Общая площадь предприятия составила более 40 тыс. кв. м, объем инвестиций в его запуск превысил 13,5 млрд рублей, из них доля «Роснано» – 7,59 млрд рублей. И речь идет лишь о первой очереди. «Проект запущен. Я искренне рад тому, что сегодня мы открываем уникальный производственный комплекс с уникальным оборудованием», – сказал во время церемонии открытия завода Анатолий Чубайс.

Выход завода на полную мощность – 400 млн ампер-час в год – планируется на вторую половину 2013 года. Объем производства в 2012 году прогнозируется на уровне 9-10 млрд рублей, а к 2015 году может вырасти до 35-40 млрд рублей. «Если говорить о планах по мировому рынку, то сейчас можно обсуждать долю предприятия на мировом рынке в 10-15%, при условии если мы реализуем планы развития», – сказал сегодня Чубайс.

Технология литий-ионных аккумуляторов (в отличие от прежнего поколения батарей – литиевых) основана на применении в качестве основы литий-железо-фосфата, которую в «Роснано» называют прорывной. Технология действительно новая – открыли ее только в 1996 году в Техасском университете. В 1998 году была образована китайская компания Thunder Sky, ставшая лидером отрасли. Технологическое преимущество китайцев сегодня фактически не оспаривается – большинство заводов по производству литий-ионных аккумуляторов сосредоточено именно в Поднебесной.

О локализации подобного проекта в Новосибирске впервые заговорили в 2009 году, когда было подписано соответствующее российско-китайское соглашение. Новосибирск был выбран не случайно: прежде всего, город находится вблизи Китая, в 13 провинциях которого приняты программы по переводу городского транспорта на электротягу. Правда, изначально предполагалось, что завод будет располагаться на площадке Новосибирского завода химических концентратов (НЗХК, входит в структуру топливной «дочки» «Росатома» – корпорации ТВЭЛ) и включать в себя не только конечную сборку аккумуляторов, но и производство катодного вещества – одного из основных составляющих батарей. Однако в итоге предприятие решили строить на площадке промышленно-логистического парка, а сырье для сборки аккумуляторов завозить в бочках из Китая. Так что, как справедливо отмечал ранее журнал «Эксперт», завод «Лиотеха» важен лишь с точки зрения повышения экономической активности в отдельно взятом сибирском регионе. Инноваций в этом проекте пока мало.

Литий-ионный запуск
Завод «Лиотех» будет выпускать аккумуляторы различной емкости Фото: Виталий Волобуев

Впрочем, Анатолий Чубайс с этим не согласен. По его словам, существовавшие до сего дня производства аккумуляторов в России давно стали «позавчерашним днем». «Мы отстали, и было ясно, что нужен масштабный прорывной проект, переводящий всю индустрию на новый технологический уровень. Сейчас речь идет о производстве, являющемся одним из лучших в мире», – вспомнил сегодня глава «Роснано».

Завод «Лиотех» будет выпускать аккумуляторы различной емкости, прежде всего, для автобусов и микроавтобусов с электродвигателями. Также батареи могут использоваться как источники бесперебойного питания в различных отраслях промышленности – от телекоммуникаций до электроэнергетики. Плановая мощность предприятия составит около 1 млн аккумуляторов в год, что позволит – в теории – оснащать ими около 5 тыс. электробусов ежегодно. Правда, на начальном этапе большая часть производимой продукции будет поставляться в Китай, где существует рынок сбыта. Чтобы этот очевидный факт не выпирал слишком уж сильно, Анатолий Чубайс подчеркивал, что и в России «есть целый ряд отраслей экономики или даже подотраслей, для которых такие литий-ионные аккумуляторы являются мощным импульсом технологического перехода». В качестве примеров он называл автомобильный транспорт. Но, конечно, пока стабильного и солидного рынка для подобного оборудования в России нет. Хотя в «Лиотехе» и сообщили, что уже заключили ряд контрактов на поставку батарей внутри страны. В частности, компания «Мобэл» (Республика Татарстан) собирается закупить аккумуляторов на 3 млрд рублей. Проявляла интерес к оснащению новым оборудованием пассажирских автобусов и мэрия Новосибирска.

На этом фоне Чубайсу пришлось говорить о глобальном. К примеру, о том, что в перспективе под Новосибирском может вообще сформироваться российский центр по производству аккумуляторов: «Вокруг основного производства будет образован целый кластер сопутствующих высокотехнологичных производств. Так, на очереди строительство завода по производству катодного материала – ключевого компонента аккумуляторов. Этот проект, подготовленный „Роснано”, мы прорабатываем с НЗХК. Затем планируется строительство производства анодных материалов, а в перспективе – полная локализация производства всех компонентов аккумулятора. Соответственно, мы говорим о создании крупнейшего в России центра аккумуляторного производства».

Ключевой вопрос здесь: организация научно-исследовательских работ, образовательная поддержка («может быть, нужно создать специализированную кафедру в университете», отметил Чубайс) и строительство в Новосибирске технологического испытательного центра. Надеяться на технологическую поддержку китайских партнеров сибирякам явно не стоит. Диспозицию в этом деле вполне четко обозначил глава Thunder Sky в России Ситв Лу: «Наш завод – это завод российского народа и китайских инженеров».

В подготовке материала принимал участие Сергей Чернышов