Заболевание приняло такой серьезный оборот, что губернатор Краснодарского края Александр Ткачев с 7 августа ввел в регионе режим ЧС, заявив, что это делается для того, чтобы не допустить на Кубани «Чернобыля в животноводстве». Однако эта мера не помогла. Чуть больше чем через неделю в крае был введен карантин на два месяца — с 16 августа по 15 октября. Край разделен на две угрожаемые зоны: первая устанавливается в очаге заражения в радиусе 5–20 км, вторая включает в себя всю остальную территорию. В первой зоне ликвидируется все поголовье свиней, запрещается ввоз и вывоз животных, заготовка и вывоз продуктов и сырья животного и растительного происхождения, вход посторонних лиц, въезд постороннего транспорта. Во второй зоне запрещено перевозить свиней из хозяйств, имеющих уровни защиты от первого до третьего. Разрешение на ввоз и вывоз свиней из хозяйств, отнесенных к IV уровню компартмента, а также других животных в каждом случае решает комиссия по борьбе с АЧС. К тому же все фермерские хозяйства края, а также личные подсобные хозяйства с низким уровнем биологической защиты до 15 октября должны реализовать все поголовье свиней, а это – порядка 200 тыс. голов.
Карантин введен и в Волгоградской области, которая впервые так сильно страдает от АЧС. При этом в первую угрожаемую зону попал и сам Волгоград. Сейчас на дорогах области работают свыше 90 охранно-карантинных постов, оборудованных дезинфекционными барьерами.
Крупные вспышки заболевания, впервые зарегистрированного на территории России в 2007 году, перестали быть редкостью в южном регионе: только в январе 2012 года в результате вспышки АЧС на агроплемзаводе «Индустриальном» в Краснодарском крае было уничтожено порядка 30 тыс. животных. Тогда власти региона с новой силой заговорили о необходимости принятия более жестких мер по недопущению распространения заболевания, но новая волна АЧС свидетельствует о том, что пока эти меры не работают. Среди пострадавших от вспышек в этот раз целый ряд крупных предприятий — в частности, «Агрообъединение "Кубань"», «Краснодарский откормочный комплекс», «ДанКуб», «Делимит», «Кубань-Люкс», которые прежде заявляли о высокой степени защиты от заболевания. Так, допустим, «Делимит», открывший свой генетический комплекс осенью 2011 года, — единственное на Кубани предприятие по разведению и выращиванию племенных свиней, в котором используются самые высокие меры по защите от заболевания. Тем не менее, как отмечают и производители, и ветслужбы, если вирус не будет побежден на всей территории региона, то усилия отдельно взятых предприятий будут малоэффективными.
Крупные предприятия кивают в сторону небольших фермерских хозяйств и личных подворий, в которых часто умышленно или неумышленно скрывают факты заболеваний животных. Так, например, 14 августа в Целинском районе Ростовской области около свинотоварной фермы, принадлежащей главе крестьянско-фермерского хозяйства, было обнаружено четыре земляные кучи, при раскопках которых было найдено около 100 трупов свиней: их анализ показал, что они погибли от АЧС. И это — не единственный пример. Поэтому владельцы крупных свинокомплексов ратуют за полный запрет свиноводства в частных хозяйствах. Впрочем, вряд ли правительство пойдет на такие радикальные меры. «"Частные предприниматели", которые покупают свиней в частном же секторе, везущие их не только из соседних районов, но и из других областей, конечно, представляют большую опасность, — говорит владелец «Русского Агропромышленного Треста» Вадим Варшавский. — Как правило, все это происходит без соблюдения дезинфекционных обработок. Но полное истребление свиноводства в частном секторе не решит вопрос с АЧС в России. Если проанализировать последние вспышки, то произошли они на промышленных свинокомплексах и, как правило, в большей или меньшей степени были связаны с человеческим фактором. Поэтому необходимо ликвидировать частное свиноводство в селах, расположенных как минимум в десятикилометровой зоне от свинокомплексов, — это отчасти обезопасит предприятия».
Уже понятно, что с заболеванием необходимо бороться комплексно — даже серьезные меры защиты, но на территории одного субъекта федерации, не дадут значимого положительного эффекта. Так, Александр Ткачев предложил утвердить на федеральном уровне новые правила содержания сельхозживотных и перевозки мясной продукции. По его мнению, именно халатное отношение к санитарным нормам позволило разыграться эпидемии — во многих хозяйствах и подворьях ветеринары находят нарушения правил содержания свиней. «Хозяйства прячут погибших животных, скрывают случаи заболевания чумой и этим способствуют распространению эпидемии, — говорит Александр Ткачев. — Мы предлагаем увеличить штрафы до 100 тыс. рублей, и даже ввести в законодательство уголовную ответственность за нарушение правил содержания животных!» Он также предложил утвердить более жесткие правила содержания животных, перевозки и продажи мясной продукции. Как отметил вице-премьер Аркадий Дворкович, предложения Кубани будут детально прорабатывать, в том числе для включения в федеральную программу по борьбе с АЧС.
Такое серьезное внимание к проблеме АЧС связано еще и с тем, что вспышка заболеваний может обернуться запретом на экспорт зерновых культур. Пока такого запрета нет — на время действия карантина за пределы края запрещен вывоз живых свиней, а также продукции свиноводства, не прошедшей термическую обработку, оборудования для свиноводческих организаций, корнеплодов, клубней, сена, травы, зеленой массы. Но, тем не менее, власти не исключают, что такой запрет может появиться. Это связано с тем, что комбикорма и различные продукты растениеводства являются основным путем заражения животных. Только после термической обработке при температуре свыше 96 градусов в течение трех секунд вирус в них погибает. Таким образом, теоретически зерно, транспортируемое через карантинную зону, также может быть переносчиком вируса. И в случае запрета на его экспорт ущерб для экономики России будет несравнимо выше — порты Юга и, в частности, Краснодарского края, являются главным экспортным коридором для отечественного зерна.