Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Панику создали искусственно


«Северный завоз» в районы Крайнего Севера, в особенности – в северные территории Республики Саха (Якутия) – практически сорван. Такой вывод сделал ряд СМИ, прочитав сообщение на сайте Генеральной прокуратуры РФ: «Поступающая информация свидетельствует о том, что в ряде регионов Российской Федерации сорваны графики завоза топливно-энергетических ресурсов и товаров первой необходимости, имеются факты повышения цен на продукцию, что влечет за собой существенное ущемление прав и законных интересов граждан, а также создает социальную напряженность». Организация «северного завоза» – в компетенции государственных и муниципальных органов власти; региональным прокурорам дано задание оценить полноту и адекватность выполнения ими своих полномочий. Особое внимание им поручено обращать на выявление и пресечение фактов хищения и нецелевого расходования бюджетных средств, несвоевременности исполнения обязательств, необеспечения сохранности продукции и завышения цен на нее, коррупционных проявлений, законности размещения заказов, а также полноты выполнения транспортными компаниями своих обязательств. «При выявлении фактов противоправных действий и злоупотреблений должностных лиц будут приняты исчерпывающие меры прокурорского реагирования, в том числе инициированы доследственные проверки», – заявили в Генпрокуратуре РФ.
 
Стандартный, по сути, пресс-релиз, показывающий, что надзорное ведомство старательно исполняет свои обязанности, был интерпретирован чуть ли не как предвестник трагедии. При этом в МЧС России и в правительстве Якутии причин для катастрофы не видят: сложности с «северным завозом» – обычное дело, в северных регионах вся жизнь – сплошной экстрим. Основную ответственность за возникшие проблемы с доставкой грузов республиканские власти уже переложили на Ленское бассейновое управление водных путей и судоходства, находящееся в федеральном подчинении. Нехватка у предприятия земснарядов для обеспечения нормативных глубин и привела к сложностям, возникшим с прохождением грузовых судов, к примеру, по реке Индигирка. Что и породило напряженность в северных районах Якутии. Сообщения федеральных СМИ о росте цен в магазинах в отдаленных районах, возникновении дефицита товаров и топлива, а также о драках в очередях за продуктами (об этих ужасах сообщал информационный канал «Вести») якутские власти считают клеветой и дезинформацией. «Старания недоброжелателей, стремящихся накалить обстановку вокруг региона, выискивая сомнительные мотивы для лживых публикаций, не принесут им дивидендов. Республика продолжит уверенно двигаться вперед», – отрезал глава Якутии Егор Борисов.

Сложная навигация

Сложности с «северным завозом» в Якутию, территорию которой река Лена делит практически на две равные и почти не связанные друг с другом части, накапливались с лета. Тут стоит разъяснить, что период доставки поставляемых в рамках «северного завоза» грузов от момента закупки до доставки конечному грузополучателю может длиться до 420 дней: нужные для арктических районов республики товары заблаговременно закупаются и доставляются железнодорожным транспортом до города Усть-Кут на севере Иркутской области. Затем, с началом летней навигации, грузы идут по всей длине реки Лена до ее устья, где перегружаются на морские суда и с началом арктической навигации направляются к устьям рек Колыма, Индигирка, Яна и Анабар. Там уже происходит перегрузка на мелкосидящий речной флот, который и доставляет все необходимые припасы вверх по северным рекам конечным грузополучателям.
 
Однако Госкомитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики еще в начале осени сообщал, что в этом году в Якутии будет самый сложный «северный завоз» за последние десять лет – навигационный период из-за погодных условий и раннего обмеления рек пришлось сильно сократить. А водные артерии – основной транспорт для доставки грузов в северные районы. Навигация 2013 года в Ленском бассейне в целом прошла в тяжелых гидрологических условиях из-за низких уровней воды на реках Вилюй, Марха, в верховьях Лены и Яны, а также на баровых участках и прорези реки Индигирки. Резкий спад уровня воды в реках обернулся тем, что пришлось вводить ограничения по осадке судов на участках от Усть-Кута до Киренска, а затем и до Витима. В связи с чем для доставки «северного завода» пришлось использовать мелкосидящий флот, с которого в районе поселка Пеледуй шла перевалка на суда большей грузоподъемности. Но эти меры, как нетрудно догадаться, обернулись уменьшением объемов завоза грузов, увеличением продолжительности времени перевозки, а также сказались на тарифах транспортных компаний. «Загрузка судов осуществлялась на уровне 30% от грузоподъемности. Для вывоза грузов с верховий реки на участке от Осетрово до Пеледуя был сконцентрирован весь мелкосидящий флот, включая буксиры, сухогрузные баржи, самоходные наливные и сухогрузные суда и плавкраны… Навигация в этом году проходила в крайне сложных гидрологических и погодных условиях, и это не могло не отразиться на результатах завоза», – отметил в интервью газете «Якутия» министр транспорта и дорожного хозяйства республики Семен Винокуров.

Зимники накатают в спешке

По данным правительства Якутии, план завоза грузов на текущий год утвержден в объеме 1524 тыс. тонн, в пункты назначения доставлено 1355 тыс. тонн. Для потребителей арктических районов завезено 269,3 тыс. тонн из 319,3 тыс. запланированных. Оставшиеся объемы, очевидно, придется направлять по железной дороге на станции Томмот и Нижний Бестях, откуда грузы будут развозить автотранспортом (часть грузов для западной группы улусов останется в Усть-Куте до открытия автозимника).
 
Самой тревожной остается ситуация с доставкой грузов для нужд индигирской группы улусов (Абыйский, Аллайховский и Момский районы): до завершения навигации туда необходимо было довести более 24 тыс. тонн грузов, в том числе уголь, нефтепродукты, продовольственные товары и стройматериалы. Однако из-за того, что река Индигирка обмелела, а потом на ней начался ранний ледостав, грузы остались в верховьях Лены. Республиканские власти винят в этом ФГУ «Ленское бассейновое управление водных путей и судоходства», которое не смогло обеспечить гарантированные глубины судовых ходов, что и привело к частичным недопоставкам топлива, продовольствия и медикаментов для населения трех вышеупомянутых районов.
 
Однако, как заявил на днях Егор Борисов, никаких угроз жизнеобеспечению населенных пунктов вышеуказанных районов не возникало. В Абыйском и Аллаиховском улусах завезенных в навигацию грузов достаточно как минимум до января 2014 года. В Момском районе запасов топлива, продуктов питания и товаров первой необходимости хватит до мая следующего года. При этом, как только будут готовы зимники, дальнейший «северный завоз» будет осуществляться автомобильным транспортом. По словам Семена Винокурова, грузы повезут автомобильным транспортом по федеральному автозимнику «Вилюй» длиной 824 км от поселка Верхнемарково Иркутской области до села Таас-Юрях Мирнинского района. В прошлую зиму таким же путем было перевезено 142 тыс. тонн грузов, в этом сезоне, по оценке Винокурова, объемы перевозок могут увеличиться в два-три раза. Открыть зимник планируется уже к 1 декабря (ранее такие дороги накатывались только к середине этого месяца).
 
По расчетам властей, предстоящие объемы перевозок по зимним дорогам потребуют небывалой мобилизации имеющейся в республике автомобильной техники и водительского персонала. Так, только для перевозки топливно-энергетических ресурсов общей массой более 25 тыс. тонн необходимо около 200 единиц автотранспорта.

Товаров там – как в Подмосковье

МЧС России разделяет спокойствие республиканских властей. В минувшие выходные и понедельник рабочая группа во главе с начальником Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России генерал-майором Виктором Яцуненко посетила поселки в Абыйском и Аллайховском районах республики – как раз те муниципалитеты, что находятся на Индигирке. И вынесла вердикт – в обоих муниципалитетах создан необходимый запас продуктов питания и топлива. «Это позволяет обеспечить бесперебойную работу котельных и социально значимых объектов, в том числе и обеспечение населения продовольствием до открытия автозимников, вплоть до февраля 2014 года, а по некоторым наименованиям жизненно важных товаров – до начала навигации», – пояснил Яцуненко. И добавил, что в поселковых магазинах он застал обилие товаров – не хуже чем в подмосковных сельпо.
 
Доставка овощной продукции, по его данным, осуществляется авиационным транспортом в плановом порядке: обеспечение населения производится с прибытием бортов, с которых каждая семья может приобрести необходимый минимальный запас картофеля (примерно 30-40 кг), лука и других овощей (в суровых климатических условиях Арктики невозможно обеспечить их длительное хранение). Продуктовые рейсы выполняются один-два раза в неделю предпринимателями, которые возят 100-300 кг продукции пассажирскими самолетами. Один раз в месяц ОАО «Якутоптторг» привозит по 4 тонны продуктов питания.
 
Тем не менее спасательное ведомство подстраховалось: для проведения необходимых работ создана группировка сил и средств в количестве 2940 человек и 1087 единиц техники, в том числе от МЧС России – 644 человека и 243 единицы техники (включая пять самолетов). Замначальника Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России Игорь Солохов доложил вчера на селекторном совещании, что «приняты дополнительные меры по защите населения и обеспечению устойчивой работы систем энергообеспечения, ЖКХ, транспорта и социальной инфраструктуры». Так, более 100 тонн продуктов питания «для создания резерва продовольствия» уже доставлено в республику авиацией. А вопросы обеспечения населения республики предметами первой необходимости, медикаментами и продовольствием, организации бесперебойной работы систем жизнедеятельности и объектов ЖКХ, по словам Солохова, «взяты под особый контроль».

Скандал выгоден местным

Республиканские власти также уверяют, что, несмотря на сложившиеся трудности с осуществлением «северного завоза», ажиотажа среди населения не наблюдается. И что с открытием автозимников все недостающие группы товаров и топливно-энергетические ресурсы будут доставлены в полном объеме. «Паники и социального напряжения среди населения нет», – заявил зампред правительства Республики Саха – Якутия Анатолий Скрыбыкин. «Информационная напряженность в очередной раз была создана на пустом месте. Только благодаря тому, что специалисты МЧС России побывали в Якутии и увидели все собственными глазами, эта напряженность была снята», – констатировал Егор Борисов.
 
По мнению главы Якутии, выплеск дезинформации о голодающей республике в федеральные СМИ – еще одна «грязная атака», которые в последнее время «инициируются не извне, а именно изнутри республики». В ряду таких же злонамеренных акций он назвал митинги работников ООО «Передовые технологии», проведенные в Москве (они обвиняли руководство республики в националистических проявлениях и коррупции, хотя следственные органы ранее установили, что данное предприятие вело незаконную добычу драгметалла за пределами территорий, допустимых лицензионными соглашениями). А также «попытки принизить несомненный успех региональных властей в проведении IPO компании АЛРОСА».
 
При этом Борисов заявил, что плановые объемы и графики доставки недостающих грузов, в том числе с судов, находящихся на случайном отстое, уже определены; налажено четкое взаимодействие республиканских и муниципальных органов власти, а также подразделений МЧС России. А для незамедлительного начала работ по подготовке автозимников уже мобилизуется техника из центральной Якутии. «Надеюсь, что и дальше мы в спокойном режиме будем держать под контролем и решать эти вопросы совместными усилиями», – высказал уверенность глава Якутии.
 
Из сложившегося же негатива Борисов и правительство республики предлагают извлечь уроки и сделать выводы. Прежде всего, решить вопрос с оснащенностью Ленского бассейнового управления земснарядами. «Лопатами на стыке моря и реки работать невозможно. Нужна соответствующая техника. Перед Министерством транспорта России этот вопрос нами уже ставился», – заявил глава. Кроме того, в правительстве республики отмечают: из-за проблемного «северного завоза» этого года властям придется использовать неприкосновенный запас топлива и другой жизненно важной продукции, имеющийся как раз на такие случаи. Значит, в навигацию-2014 нужно будет принимать дополнительные меры уже и по восполнению неприкосновенного запаса. «Если не решить проблему с оснащенностью путейцев земснарядами, ситуация может повториться. Этот вопрос требует срочного решения на федеральном уровне», – уверен Егор Борисов.