Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Шапку на лоб


На совещании в Ростове-на-Дону президент выразил удивление тем, что ростовские инвесторы вложили немалые средства в Греции, переживающей экономические трудности, вместо родной Ростовской области, в которой, по его мнению, создана комплексная система поддержки бизнеса, в том числе малого. Вашему покорному слуге удивление президента, в свою очередь, не менее удивительно: оно свидетельствует, что руководитель державы пребывает в неких иллюзиях либо о состоянии делового климата России, либо о том, что движет предпринимателями и инвесторами. Президента ли в том вина? Не уверен: приходилось из первых рук слышать о совещаниях, на которых высшим руководителям докладывают о процветании той или иной отрасли, притом что на деле имеет место прямо противоположное. А предприниматели вынуждены помалкивать – им потом работать с докладывающими лакировщиками из ведомств.

Для бюрократии, да и для любого иного «агента» – вполне типичное поведение, направленное на собственное краткосрочное выживание («агентом» называют экономисты наемного управляющего, например, в противоположность «принципалу» – собственнику). Однако для высшего руководителя вещь трагическая: получая, в виде обратной связи, ложные сведения, он не в состоянии принимать необходимые стране решения.

Любые государственные меры по поддержке предпринимательства и инвестиций в конечном счете сводятся к снижению тем или иным образом транзакционных издержек (по-русски – издержек обращения, или накладных расходов ведения дел). Благодаря этому повышается доходность предприятий, привлекающая инвесторов. В некоторых случаях – когда упрощаются разного рода регистрационные, разрешительные, налоговые и тому подобные процедуры – транзакционные издержки действительно снижаются. В других – когда, например, предприятиям выдаются субсидии – они остаются на том же уровне, для народного хозяйства, но уменьшаются для получивших субсидию предприятий.

В узком экономическом смысле слова, транзакционные издержки – это издержки совершения сделок (транзакций): расходы на юристов, нотариусов, пошлины, затраты времени сотрудников на выполнение требований закона, сидение в очередях и т.д. Однако, с точки зрения предприятия, транзакционными являются все издержки, обеспечивающие ход дел, но не создающие в ответ дополнительной ценности. (Плата рабочему оборачивается изделиями на продажу, плата юристу – нет.) Являются таковым для предприятия и налоги: как сами по себе, так и затраты на их учет, исчисление, заполнение налоговых форм, предоставление документов, ответы на вопросы. Более того, и всякого рода поборы – взятки, откаты, «подарки» – для предприятия не отличаются по своему воздействию на доходность от собственно транзакционных издержек и налогов.

Чрезвычайно важно, что движущим мотивом предпринимательства и инвестиций является не доходность как таковая, но ожидаемая доходность: сумма возможных убытков и прибылей, взвешенных по вероятностям их понести или получить. Понятие «ожидаемости» относится и к транзакционным издержкам и в узком, и в расширительном смыслах. Из сказанного следует, что даже не очень вероятные события, которые совершенно не обязательно произойдут, вносят вклад в оценку ожидаемой доходности.

Скажем, если известны случаи рейдерского отъема собственности (недвижимости, акций, имущества), помянутая оценка уменьшается на находящуюся под риском сумму, помноженную на оценку ее вероятности стороной, несущей риск, то есть предпринимателем/инвестором. И хотя вероятность такого события может быть сравнительно невелика, ожидаемый убыток окажется немалым: ведь речь обо всем достоянии предпринимателя.

Или иное: если известны случаи, когда не удается запустить в работу новое производственное или торговое предприятие, потому что местные власти не включают ему, вопреки договоренностям, электричество или воду, вымогая какие-то дополнительные блага для области, города или себя лично, – ожидаемые убытки от такого события также закладываются в оценку доходности будущих инвестиций (такой случай имел место то ли в той самой Ростовской области, то ли в Краснодарском крае несколько лет назад, с торговым центром международной розничной сети).

Понятно, что любая система поддержки инвестиций способна влиять только на часть условий ведения дел. Другая же часть, по обстоятельствам, более или менее значительная, всегда остается вне прямого воздействия, относясь к более общим условиям хозяйствования. Скажем, если лихие люди установили преступные связи с коррумпированными сотрудниками правоохранительных органов и судьями, в целях рейдерских захватов, никакое областное Агентство развития инвестиций, и даже само Министерство экономического развития, не в состоянии льготами, субсидиями и прочим перевесить их влияние – да и сделать ничего сами с лихими людьми не могут.

Власти не включают затраты на коррупцию, а также риски на рейдерство в свои оценки качества делового климата. Во-первых, сами «шкурой» не чувствуют подобного. Во-вторых, вряд ли отдают себе отчет в важности этого для предпринимателей. В-третьих, не умеют оценить и учесть. А вот предприниматели – обязательно включают все и вся. При этом предпринимателю, в отличие от чиновника, нет нужды проводить какие-то особые расчеты: в большинстве случаев вполне хватает интуиции, да и взятки-откаты они вынуждены сами вручать, их размер каждому очевиден.

Судя по тому, что кто-то вложился в глубоко депрессивную Грецию, его оценка сильно не в пользу Ростовской области. Президенту следовало бы найти независимых от бюрократии знатоков и им поручить выявление действительных рисков ведения дел в России. Бессмысленно субсидировать, скажем, малые предприятия, если участковый, пожарный или налоговый инспектор просто перекладывают львиную долю полученной субсидии себе в карман. Облегчение регистрации предприятий и выдачи разрешений на строительство не может перевесить риска отъема собственности рейдерами. Предоставление даже самых значительных налоговых льгот не возмещает предпринимателю непредсказуемого судебного решения по судьбоносной тяжбе или повышения тарифов монополистами.

(Отходя в сторону от темы, зарубежные инвестиции иногда производятся теми же чиновниками, через подставных лиц, для вывода неправедно нажитых капиталов из досягаемости государевых людей.)

Да и не глупо ли денежными средствами казны смягчать недоработки и злоупотребления чиновников и судов? Это примерно столь же глубокомысленно, как вместо того, чтобы убрать лежащие на земле грабли, защищать лоб, ниже надвигая на него шапку.