Студия Ecovative из Грин Айленда, Нью-Йорк начала свое сотрудничество с Ford Motor Company по созданию материала основанного на грибах. Этот полностью разлагаемый микроорганизмами продукт-пена должен послужить основным материалом для автомобильных бамперов, боковых дверей и приборных панелей следующего поколения.
«Вы смогли бы просто использовать свой автомобиль как компост, когда он вам надоест», — говорит Гэвин Макинтайр, 25-летний руководитель исследовательских работ и соучредитель Ecovative.
Технологии Ecovative чрезвычайно просты: молодые ученые комбинируют шелуху злаковых культур и мицелий в подносах различных форм и размеров. Подносы проводят пять дней на затемненном складе, этого времени достаточно для развития в них грибного царства, после чего полученная смесь сушится. Результатом такого производства является несгораемое, водонепроницаемое пеноструктурированное вещество, которое разлагается спустя месяц после помещения в почву.
Ecovative хочет поспорить с производством пенопласта стоимостью в 20 млрд долларов, взяв пари, что их дружественный для земли материал скоро будет использоваться во многих направлениях легкой промышленности, таких как теплоизоляция, офисная мебель, доски для серфинга и даже лопасти ветряной мельницы. Изобретение выиграло несколько наград на Мировом Экономическом Форуме, по результатам которого, Ecovative оказался в списке Технологических Пионеров 2011 (стоит напомнить что в прошлом в этот список попадали и Twitter и Google).
Грибные технологии заинтриговали Дебору Милевски, технического лидера исследования пластиков компании Ford. Автомобилестроитель, который уже использует основанный на сое пеноматериал для наполнения подушек сидений, хотел бы заменить приблизительно 30 фунтов основанной на нефти пены на материалы с более экологичными перспективами. Правда, сегодня, помимо грибной пены Ecovative, Милевски исследует и другие чудные материалы: от выброшенных куриных ребер до морских водорослей и сена.
«Это инновационная пена уникальна тем, что может быть выращена в любую форму и любого размера. Еще один несомненный плюс, что материал несгораемый», — говорит Дебора.
Конечно Ecovative сталкивается с некоторыми трудностями, так как производственный процесс напрямую зависит от роста живых организмов. Запуск масштабного производства должен гарантировать, что грибница может расти последовательно, создавая однородную пену без воздушных ям.
«Ведь мы обязаны предъявлять строгие требования техники производства, — говорит Миелевски. — Когда Вы выращиваете растение, какая уверенность в том, что эти корни распространятся последовательно и абсолютно везде?»
Грибная история началась в 2006, когда Макинтайру и его соседу по комнате Эбену Багру, в качестве эксперимента, поручили создать натуральный клей в Политехническом Институте Ренселла в Нью-Йорке.
Байер рос на семейной ферме в Вермонте. Он вспомнил, как грибы покрывали землю в соседних лесах. «Если Вы когда-либо пытались оторвать гриб от всей грибницы, вы увидите, что это не так уж и просто», — говорит Баер, который является теперь президентом Ecovative .
В течение трех месяцев обычные 25-летние ребята превратились в грибников-любителей, выращивая грибы в каждом уголке своей квартиры. Им пришлось создать специальную световую систему, что бы вырастить грибницу без самих грибов . Наконец, после приличного изучения вопроса и общения с экспертами, Баер и Макинтайр переключили свое внимание на другой вид грибов, который, как никогда, подходил им для создания собственного продукта.
Инновационность их компании в том, что молодые ребята увидели огромные возможности грибной индустрии. Они просто попытались максимально сжать пространство грибницы, создав таки свою грибную пену, которая, по мнению ученых, в конечном счете, сможет заменить упаковочные материалы из пенополистирола, используемые в большинстве товаров народного потребления и отравляющие землю во время утилизации.
В 2007 Макинтайр и Баер создали свою компанию Ecovative. Их крупнейший клиент — Steelcase (SCS), производитель офисной мебели. Этой компании Ecovative поставляют тысячу изделий из пены каждую неделю. В прошлом году общий объем продаж приблизительно составил 500 000 долларов.
«Материалы эко-компании стоят приблизительно столько же, сколько пенополистирол», — говорит Деннис Карлсон, менеджер по логистике по Steelcase. Карлсон исследовал другие «зеленые» упаковочные компании прежде, чем выбрать Ecovative, но нашел, что их производители взимали премиальные за дополнительное потребление энергии на производстве. Грибковая пена стала самым малоэнергопотребляемым решением с дополнителным преимуществом — она сама разлагается в земле.
Благодаря недавно выигранным грантам, проекты Ecovative исследуют новые возможности применения грибных технологий. Сегодня в корзинке грибников два производителя компьютеров, косметическая компания и крупный винный дистрибьютор.
На развитие Ecovative трудится чуть больше 30 человек, самой удивительным героем команды можно смело считать Джерри Вайнштейна, отставного вице-президента Owens Corning. Джерри 40 лет трудился на ниве пенопластовой продукции, которую теперь Ecovative хочет объявить устаревшей.
Вайнштейн присоединился к Ecovative как советник и инвестор после того, как узнал о компании через информационный бюллетень их общей alma mater, Политехнического Института Ренселла.
«Со временем все меняется, — смеется 75-летний Вайнштейн. — И я абсолютно уверен эти парни добьются успеха».
По материалам CNN