К такому заключению пришли авторы доклада о воздействиях различных шумов на здоровье человека, выпущенного на прошлой неделе Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) совместно с Научно-исследовательским центром Европейской комиссии.
По оценкам экспертов, в год человечество теряет около 4.5 млн лет здоровой жизни от загрязнения воздуха. От шума, издаваемого различной техникой, мы теряем около 1 млн лет в год, уверяют авторы доклада.
Шум – крайне мало изученный фактор нашей жизни. Из информации, представленной в докладе, становится ясно, что наиболее подверженными воздействию шумов органами являются сердце и мозг.
«Ежегодно из-за осложнений сердечных болезней, вызванных шумами, умирает около 3000 человек», – говорит координатор шумовой программы ВОЗ, один из авторов исследования Хо Ким.
Шум поднимает кровяное давление, повышает концентрацию гормонов стресса и жировых отложений в крови – причем даже тогда, когда люди спят. Стрессовые воздействия шумов постепенно накапливаются в крови, вызывая тромбы и сердечные приступы.
И хотя шумы смертельно опасны из-за инфарктов с инсультами, открытием доклада можно смело считать утверждение, что именно нарушения психики и спокойного сна являются главной проблемой шумового загрязнения. Нарушения сна приводят к стрессам и ухудшению общего состояния людей.
«Рассматривая полный комплекс воздействия, я считаю, что сегодня вопрос шумового загрязнения стоит крайне остро и мировому сообществу необходимо относиться к нему чрезвычайно серьезно», – говорит Дипэк Прэшер, ученый, изучающий воздействие шумов на сердце в Королевской Суррейской больнице графства в Гилдфорде, Великобритания. «Правительства всех стран должны признать, что это проблема мирового масштаба», – добавляет ученый.
К 2013 году исследователи должны составить исправленную версию Шумовых директив Европы 2002 года. По слова Хо Кима, Европейская комиссия уже установила максимальные директивы уровня ночного шума – 40 децибел. «Примерно такой уровень шума воздействует на вас, когда вы входите в библиотеку» – говорит он.
В странах Восточной Европы, которые присоединились к ЕС позже, установленный уровень ночного шума немного выше – 55 децибел.
«В настоящий момент существуют три уровня мер шумовой защиты, которые необходимо принять», – говорит доктор Ким.
Во-первых, необходимы проекты более тихих средств транспорта, автомобилей, поездов и самолетов – это может значительно уменьшить уровень шума в глобальном контексте.
Второй уровень будет направлен на урегулирование шумового загрязнения в чертах городов. Крупным мегаполисам необходимы шумовые барьеры между оживленными дорогами и жилыми районами, либо необходимо обеспечивать дороги шумоподавляющим покрытием, которое в докладе фигурирует как «удивительно тихое».
В-третьих, Шумовые директивы обязывают правительства принять конкретные уменьшающие шум меры, такие как монтаж двойных оконных рам и повышение общей звукоизоляции домов. На сегодняшний день страны Евросоюза – единственные, кто обращает внимание на проблему шумового загрязнения.