Еще в мае прошлого года «Вентрус» (ВР) установила в Кувандыкском и Гайском районах Оренбуржья ветроизмерительные мачты, по результатам работы которых пришла к выводу о «хорошем и очень хорошем» ветропотенциале этого региона. Согласно предварительным расчетам, которые были озвучены на заседании рабочей группы облправительства по содействию по реализации этого проекта, ветряные электростанции трех региональных ветропарков могут генерировать в среднем 150 МВт энергии и выйдут на проектную мощность на третий год после начала строительства. Объем капиталовложений в этом проект оценивается в 250 млн евро, срок его реализации – 7-10 лет.
К этому моменту подготовлен дизайн-проект ветропарка, сделан прогноз средней выходной мощности, а также составлен график выдаваемой энергии при использовании турбин 2-3,5 МВт. В нынешнем году оренбургские власти и ВР планируют решить вопросы по предоставлению земли под ветропарки, согласовать механизмы продажи и ценообразования вырабатываемой электроэнергии и с помощью МРСК Волги согласовать технологическое присоединение новых генерирующих объектов к сетям. «Для Оренбуржья это инновационный проект, ветропарков такого масштаба и генерирующей мощности в России пока нет. Думаю, что он не только определит имидж области как пионера в ветроэнергетике, но и послужит обеспечению энергетической безопасности региона в случае техногенных проблем. С точки зрения государственной безопасности наличие в приграничном районе независимых источников энергии также определенным образом может влиять на ситуацию», – заявил по этому поводу министр экономического развития региона Андрей Ефремов.
На самом деле Оренбуржье не одиноко в своем намерении «оседлать ветер» с помощью частных инвесторов. В ноябре 2009 года даже губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, чей регион более подходит для строительства атомных станций, нежели ветряных, заявил о необходимости изучать германский опыт по строительству ветряных электростанций (ВЭС) и применять его в Нижегородчине. Но в России не так уж много территорий, где для эффективной работы ВЭС достаточно ветра. «Вырабатываемая ветрогенератором электроэнергия пропорциональна кубической функции от скорости ветра. Поэтому при скоростях ветра в 10 м/c можно получить электроэнергии в 8 раз больше, чем при скоростях в 5 м/c. Обычно ветры сильнее на побережьях морей и океанов. Поэтому именно в таких зонах нужно в первую очередь думать о строительстве ветрогенерации. Другой критерий целесообразности использования ветропарков в нашей стране связан с удаленностью потенциальных потребителей от источников электроэнергии. Так, прокладка ЛЭП в районы Крайнего Севера или приморского Дальнего Востока будет проигрывать возможности строительства там ветряных генераторов. И это даже с учетом возрастания стоимости доставки и строительства ветропарков в отдаленных районах», – подчеркнул «Эксперту Оnline» начальник аналитического отдела ИК «Церих кэпитал менеджмент» Николай Подлевских.
Самый амбициозный ВЭС-проект – строительство в Калмыкии электростанций совокупной мощностью 9 ГВт на деньги швейцарских, германских и датских инвесторов – в свое время объявил Кирсан Илюмжинов в бытность президентом этой республики (см. «Ветряной Кувейт» от 21.01.2010). Потом госхолдинг «Русгидро» (РГ) объявил о том, что в кооперации с госкорпорацией «Ростехнологии» (РТ) намерен реализовать в Волгоградской области проект создания парка ветряных электростанций на 1 ГВт общей суммой инвестиций в 2,5 млрд долларов. Параллельно этому «Русгидро» начало исследование ветропотенциала Саратовской области. В подтверждение серьезности своих намерений РГ, РТ и германский машиностроительный концерн Siemens летом прошлого года заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству и сборке компонентов ветровых турбин для российского рынка. По условиям соглашения, «Русгидро» будет заниматься проектированием и строительством ветропарков «под ключ», «Ростехнологии» – курировать вопросы, связанные с производством комплектующих, а Siemens предоставит российским компаниям права на свою интеллектуальную собственность, разработки в сфере ветроэнергетики, организует подготовку и обучение персонала и создаст консультационную службу по эксплуатации совместным предприятием ветроэнергетических установок. По словам главы германского концерна в России Дитриха Меллера, объем выпуска продукции совместным предприятием за пять лет будет доведен до 250–500 МВт. Кроме того, о намерении строить ВЭС на побережье Каспия говорил глава нефтяной компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов, на побережье Азовского моря в Краснодарском крае (в районе Ейска) собиралась строить «ветряки» канадская Greta Energy, а в районе черноморского Геленджика – испанская компания Iberdrola Renovables.
Однако, по мнению аналитика ИК «Финам» Владислава Исаева, наиболее успешным пока можно назвать только ветропарк «Куликово» в Калининградской области мощностью 5,1 МВт, который был построен к лету 2002 года в сотрудничестве с датскими энергетиками, уже имеющими большой опыт в этой сфере. «Но пример, скорее, нетипичный – ветропарк ориентирован в первую очередь на европейский рынок, где цены на электроэнергию существенно выше российских. При этом по политическим и географическим причинам строить в регионе крупные электростанции другого типа было затруднительно», – подчеркнул «Эксперту Оnline» аналитик. «В „большой” электроэнергетике использование ветра в нашей стране остается пока под большим вопросом. Недаром профильная компания „Русгидро” не особенно торопится с реализацией таких проектов. Правда, ситуация в будущем может поменяться и полезно уже сейчас нарабатывать опыт строительства и эксплуатации ветряных электростанций», – считает и Николай Подлевских.
Таким образом, рассматривая с сегодняшней точки зрения проект строительства «Вентрусом» трех ветропарков в Оренбургской области, создается впечатление, что и этот проект маловероятен, хотя пригодный для ВЭС ветер в регионе есть. Правда, инвесторы ведут себя не совсем обычно – не просят ни льгот, ни денег у региона – все 250 млн евро они намерены вложить в этот проект самостоятельно. «Инвесторы планируют производить все затраты самостоятельно, дополнительных вложений со стороны регионального бюджета в данном случае не требуется», – специально подчеркнул Андрей Ефремов. При этом расчеты показывают, что при существующих параметрах стоимость вырабатываемой на ВЭС в Оренбургской области электроэнергии будет около 3 рублей за киловатт (это вдвое превышает стоимость электроэнергии в регионе). Но инвесторы говорят, что и тут дотаций от области просить не будут. «Инвесторы заверили, что на дотации от области не рассчитывают, поскольку произведенная энергия будет поступать на оптовый рынок», – говорится в сообщении обладминистрации.
Все это наводит отраслевых аналитиков на мысль о том, что «Вентрус» считает эффективность ВЭС-проектов не сегодняшним днем, когда они убыточны или малоприбыльны, а завтрашним, когда через 5-7 лет цена на электроэнергию в нашей стране вырастет в 2-3 и более раза. «Проект будет реализован только через 10 лет, а к тому моменту, в случае сохранения тренда на рост цен энергоносителей и повышения тарифов на электроэнергию, баланс может существенно измениться. Тем не менее, сроки окупаемости этого проекта вряд ли составят менее 10 лет, даже при самой благоприятной ценовой конъюнктуре, – ветрогенерация очень дорога, а учитывая продолжение роста цен на цветные металлы, ту же медь, стоимость проекта также может существенно возрасти», – считает Владислав Исаев. «Степные просторы Оренбуржья позволяют разгуляться ветрам. Стоимость сооружения ветрогенераторов там будет ниже, чем в условиях дальнего севера. Сейчас стоимость строительства 1 МВт установленной мощности ветропарка обходится в два и более раза дороже тепловой генерации. Однако стоимость выработки электроэнергии за счет бесплатности потоков воздуха может быть меньше себестоимости получения электроэнергии на тепловых станциях. Эта себестоимость генерации и дальше будет изменяться в пользу ветроэнергетики, особенно с учетом растущих цен на газ», – уверен Николай Подлевских.
Так что по мере роста цен на электроэнергию, вырабатываемую на традиционных для России источниках – ТЭЦ, ГРЭС, ГЭС и АЭС, будет расти и популярность ветровой энергетики. Особенно в тех местах, где дуют пригодные для этого ветра.