Чарльз Дарвин – личность гениальная и бесспорно неординарная. Но над вопросом гибели отца теории эволюции ученые задумываются до сих пор. Все чаще в последние годы ученые и аналитики приходят к выводу, что Чарльз Дарвин заплатил своей королеве слишком много – он подарил свою жизнь.
После известного путешествия на королевском военном судне «Бигль» Дарвин начал испытывать сильную резь в животе, приступы рвоты, а кожа начала покрываться неизлечимой сыпью. Загадочная болезнь ученого стала темой номер один в медицинских кругах.
Ежегодно в Медицинской школе Университета Мэриленда в Балтиморе проходит Клиникопатологическая историческая конференция. В этом году основной целью данного мероприятия была попытка понять, какими недугами страдал покойный и какие нарушения физиологии привели ученого к смерти. Целую неделю диагностики со всего мира ставили диагнозы уже умершему больному, предлагали возможные варианты лечения и оспаривали методику своих оппонентов.
Одним из главных участников конференции в этом году был Сидни Коэн, научный сотрудник Колледжа Медикэла Джефферсона в Филадельфии. Основываясь на собственных исследованиях, Коэн заявил, что, скорее всего, Дарвин пострадал от трех полученных им во время службы болезней: синдром циклической рвоты (болезнь, которой чаще всего страдают дети), болезнь Шагаса (страшное, почти неизлечимое, заболевание, распространенное только в странах Латинской Америки), а также его желудок был заражен геликобактер пилори – инфекцией, вызывающей язвы, гастриты, а в некоторых случаях даже рак желудка.
Сегодня все три недуга можно если не излечить, то предотвратить их развитие до фатального исхода. Но Дарвин умер в 1882, а тогда ни один из сегодняшних методов диагностики попросту не существовал. Сегодня ученым, таким как Коэн, приходится ставить диагнозы, опираясь на исторические отчеты современников.
Известен тот факт, что перед своим пятилетним путешествием Дарвин, хоть и страдал морской болезнью в течение каждого выхода в море, был абсолютно здоров. Путешествие на борту «Бигля» привело ученого в Южную Америку и далее через Тихий океан и Галапагосские острова в Африку.
Первые симптомы настигли Дарвина лишь через год после его возвращения.
И несмотря на то, что Чарльз Дарвин прожил не самую короткую жизнь (ученый покинул мир в возрасте 79 лет), приступы болезни начали убивать его именно после злосчастного путешествия.
Как сообщил во время конференции Коэн: «Дарвин подхватил болезнь Шараса после укуса насекомого в Аргентине, где паразит является эндемическим. Сегодня предотвратить тотальное заражение организма паразитами можно препаратами бензимидазол и нифуртимокс. И я бы хотел отметить, что, скорее всего, именно в этот период Дарвин подхватил инфекцию, поразившую его желудок».
«Со стопроцентной уверенностью никто сегодня сказать не может, но первопричинный фактор рвотного синдрома – это стресс. Если бы была возможность вылечить другие болезни, синдром бы попросту перестал развиваться», – продолжает Коэн.
Вообще, болезнь Дарвина – это история с довольно злой и неуместной шуткой. Дарвин был сыном и внуком врачей, но даже самые выдающиеся врачи и друзья семьи никак не могли определиться с симптомами. За время болезни Чарльзу ставили больше двух дюжин различных диагнозов, включая шизофрению. А методы лечения шли еще дальше. Доктора пробовали все, что могло бы помочь ученому, включая мышьяк, гидротерапию, алоэий, стрихнин и кодеин.
«Он был хорошим человеком, у которого были очень плохие симптомы, – сказал Коэн, подводя итоги своего выступления. – Так что же в конце концов погубило ученого? На мой взгляд, виной всему банальный сердечный приступ (хотя, возможно, он и был вызван болезнью Шагаса). И, как бы цинично это ни прозвучало, путешествие, которое оказало такое сильное влияние на мировоззрение ученого, в конечном счете привело его к смерти».