Теперь нет «большой тройки» мобильных операторов – есть «большая тройка» универсальных операторов: МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон». Каждая компания владеет внушительными активами на рынке фиксированной связи и вкладывает в их развитие значительные суммы. «МегаФон» встал на путь универсальности не сразу – он долгое время воздерживался от масштабных покупок на фиксированном рынке. Зато потом, по крайней мере на Северо-Западе, все сразу изменилось. Крупнейший независимый оператор региона «ПетерСтар», недавно сам активно покупавший операторов, приобретен «МегаФоном» и интегрируется высокими темпами. О том, как обновилась стратегия развития оператора, что изменилось в сфере организации сети объединенной компании, «Эксперту С-З» рассказал технический директор Северо-Западного филиала «МегаФона» Сергей Семенов.
– Изменилось прежде всего то, что мы рассматриваем доступ к клиенту не только через радиотехнологии, но и через возможности фиксированных сетей. Конечно, делаем ставку на развитие мобильного интернета (на массовом рынке у нас это хорошо получается), намерены и дальше активно развивать доступ в интернет с помощью радиотехнологий. Но раньше господствовал следующий подход: запускаем мобильные технологии и постепенно добиваемся того, чтобы они замещали фиксированные. Сегодня очевидно, что двигаться в этом направлении долгосрочно нельзя. Контент становится все тяжелее, требования к последней миле – все выше. И мы понимаем, что рано или поздно даже самая передовая радиотехнология не сможет давать те скорости, которые можно предоставить по фиксированному подключению.
Поэтому мы пускаем мобильный интернет как своеобразный ледокол, который прорубает путь – дает понимание, надо ли двигаться в регионы основными силами. Заходим с мобильным интернетом в какой-то населенный пункт, смотрим, как загружены станции, какие скорости клиентам интересны, какие приложения они запускают. И на основании этих данных уже принимаем решение о прокладке оптики.
– Но более популярно мнение, что через волоконно-оптический кабель приходить к клиенту дешевле, чем с помощью радиотехнологий. У вас получается наоборот…
– Просто тут есть существенное различие в бизнес-моделях развития в городе и в деревне. В городе мы так не работаем, мы вообще там, наверное, напрямую не конкурируем с операторами фиксированного широкополосного доступа (ШПД). В городе мобильным интернетом мы скорее дополняем фиксированный интернет. За городом все иначе. Там действуют совершенно другие технологии, абоненты подключены по старым медным проводам, поэтому высокоскоростной доступ в интернет через мобильные технологии очень востребован.
– В корпоративном сегменте кто прорубает путь – команда «ПетерСтара» или специалисты «МегаФона»?
– Приобретение «Синтерры» и «ПетерСтара», конечно, усилило наши позиции в этом сегменте. Многие интересные проекты обеих компаний как раз связаны с корпорациями. Поэтому применительно к корпоративному рынку правильнее говорить, что мы применяем компетенции «ПетерСтара» по организации бизнеса фиксированных телекоммуникаций и усиливаем эти компетенции своими возможностями. В первую очередь тем, что для поддержки фиксированных подключений используем магистральные каналы «МегаФона». В ходе объединения мы ориентировали команды «МегаФона» и «ПетерСтара» на создание единой компании, наилучшим образом реализующей возрастающие ожидания клиентов от телекоммуникационного сервиса. В итоге существенно изменился не только «ПетерСтар», но и «МегаФон», а вектор развития компании в этом направлении определяют наиболее успешные сотрудники и руководители объединенной команды.
– То есть «МегаФон» поддерживает своей фиксированной сетью «ПетерСтар», а не наоборот?
– Да, у «МегаФона» на Северо-Западе больше магистральных каналов, чем было у «ПетерСтара», и они активно используются для продвижения фиксированного направления. Магистральные каналы предназначены для пропуска больших объемов трафика, и для них не имеет значения его природа – фиксированная или мобильная.
– Подводя итоги 2010 года, как одно из главных достижений вы выделяли существенную эволюцию ядра Северо-Западного филиала «МегаФона». Насколько сложно интегрировать в него «ПетерСтар»?
– Мы не рассматриваем сети «МегаФона» и «ПетерСтара» отдельно. В определении ориентиров развития сети рассматриваем просто точки доступа, не разделяя их назначение для мобильной сети или для фиксированной.
Технологически объединение проходит успешно, но, конечно, не все еще завершено. Важнее то, что мы уже смогли предложить бизнес-сообществу новые возможности – вся «связь» в «одном окне». Недавно мы заключили договор с очень крупной компанией, которая до этого работала с восемью поставщиками различных услуг связи – интернет, мобильная связь, фиксированная и т.д. Это было в два раза дороже и документооборот огромный. Теперь все в одном договоре. В конце концов, клиента волнует не наше технологическое объединение, а чтобы все работало и платить за это приходилось меньше.
Санкт-Петербург