Для симуляции такого механизма, как резкий выброс допамина в мозге, ученые решили создать виртуальную модель нейронных связей. На решение «заразить» компьютер, исследователей натолкнули 2 фактора: во-первых компьютер сможет рассказать о своих ощущениях и симптомах более корректно, нежели чем клинически больной индивид, а во-вторых, сегодняшние высокие технологии позволяют наблюдать за механизмом памяти виртуальных нейронных связей, рассматривая их как аналог человеческого мозга.
«Мы пытались доказать гипотезу, что допамин кодирует воспоминания и опыт, полученные во время приступов, — сообщил аспирант факультета информатики Техаского Университета Ули Граземан. — Когда выброс допамина слишком большой, то он приводит к большому потоку информации, и мозг перестает запоминать и анализировать ситуации, в которых он был задействован раньше и попал буквально минуту назад».
Результаты исследования подтверждают гипотезу, известную в кругах ученых, изучающих шизофрению, как гипотеза синдрома гипернасыщенности. Из-за этого синдрома мозг не справляется с нахлынувшим водоворотом информации, начинается катарсис шизофрении, теряется способность выявления сути вещей, путается хронология событий, больные начинают связывать факты и вымысел. Именно в этот момент люди, полчаса назад казавшиеся абсолютно нормальными, начинают походить на загнанное в угол дикое животное. Происходит сильное деструктивное изменение сознания.
Виртуальную нейронную сеть, используемую Граземаном и его советником, профессором Ристо Мииккулэйненом, ученые назвали «Различие» (Discern). Разработанная Мииккулэйненом сеть в состоянии изучать, понимать и анализировать естественный язык. Эта возможность системы под воздействием восьми различных типов неврологических дисфункций использовалась для анализа изменений работы сознания. Полученные результаты были сразу же направлены Альфу Гоффману, преподавателю психиатрии Йельской Медицинской Школы, для сравнения и анализа механизмов болезни у реальных людей и их виртуального «сопалатника».
Чтобы смоделировать процесс, Граземан и Мииккулэйнен начали вкладывать в систему довольно простую и обыденную информацию, которую может получить среднестатистический член социума. Информация ассимилировались в память виртуальной сети так, как обычно она запоминается человеком, а не машиной (не как комбинация единиц и нолей, но как связанные по смыслу между собой слова, предложения, истории и примеры).
«С этими виртуальными нейронными связями, лучше всего работает широко распространенный принцип «повторение — мать учения», — говорит Граземан. — Каждый раз, когда Вы вкладываете информацию в систему, проще всего повторять ее снова и снова, тысячу раз, пока виртуал не запомнит ее».
После накачивания информацией, система была подвержена синдрому гипернасыщенности, ученые попросту смоделировали чрезмерный выброс допамина. Тут-то и начался настоящий психоз. Компьютерный пациент начал путать ситуации и истории, которыми его накачивали, начал приписывать себе чужие действия, и вообще вел себя неадекватно.
«Обработка информации этим виртуальным пациентом, очень похожа на обработку информации в мозге человека, она даже производится схожими способами, — восторженно сообщил Граземан. — Поэтому мы надеялись, что если дисфункция и произойдет, то процесс будет напоминать, то же, что происходит с человеком во время приступа. И, да, мы не ошиблись».
Конечно, отношение к подобным экспериментам может сильно различаться. И параллель между компьютерной модификацией нейронных связей и человеческим мозгом довольно спорна. Но ведь именно это исследование помогло подтвердить теорию гипотезы гипернасыщенния. И пускай сегодня это только подтверждение известной теории, подобные виртуальные системы открывают новые возможности изучения человеческого мозга. Ведь компьютер сможет испытать на себе абсолютно все методы лечения, включая те, которые еще очень не скоро будут разрешены для использования человеком. И, возможно, когда-нибудь ученые не только раскроют тайны психологических отклонений, но и предложат действенный метод избавления от них.