К сожалению, пока нет доступных видеофайлов, поэтому мы можем лишь представить себе впечатляющую картину создания абсолютной копии человеческой кожи. Представляете, механическая рука опускается к маленькому пластиковому контейнеру, который наполнен хлюпающей мутно-розовой субстанцией. Свет лазера несколько секунд сканирует поверхность сосуда, и вот уже другой робот начинает свою работу на стальной поверхности стола. Вокруг горят лампочки мониторов, датчиков и различных контролеров. Самый забавный факт, отмеченный европейскими журналистами, – это звук в данной лаборатории. Легкий шелест наполняет аудиторию при создании искусственной человеческой кожи.
Каждый месяц эта фабрика кожи намерена производить 5 тыс. дисков ткани размером с десятикопеечную монету, каждый такой кусочек кожи будет стоить 50 евро за штуку. Конечный продукт имеет беловатый, почти прозрачный цвет. Правда, по словам директора проекта Хайк Валлес, материал может быть выполнен и в более темных тонах.
Конечно, для кого-то человеческая ткань, плавающая в физрастворе, выглядит не очень внушительно. Однако стоит напомнить, что цель проекта состояла не только в производстве искусственной кожи. Исследования направлены на открытие дверей в новую эру, в новый мир, в котором человеческая кожа будет промышленным изделием. Чудо развития строения человека, которое происходит лишь однажды в недрах матки, теперь происходит под холодным неоновым светом в блоке, в котором царствуют роботы.
И это означает, что Хайк Валлес, 48-летняя глава отделения Института разработки клетки и ткани, наконец достигла своей цели. Почти всю свою карьеру биохимик посвятила изучению данного вопроса. И теперь уверена, что подобные фабрики будут единственным эффективным способом произвести полноценные новые человеческие органы. Ее отделение успешно произвело идеальную ткань, спроектированную специально для трансплантации, но процесс оказался чрезвычайно дорогим и трудоемким.
Пока ткань лишь тестируется на возможность трансплантации животным, а позже будет использована в тестировании на различные косметические раздражители.
Вначале контролирующие органы не знали, как им сертифицировать синтетические клетки, органы и ткани. «Мы никак не могли понять, как рассматривать это открытие? Как части тела, препараты или продукт медицинских технологий?» – говорит Клаус Сичутек, глава Института Пола Эрлиха при федеральном министерстве здравоохранения в Германии, ответственный за регулирование вакцин и других биологических продуктов медицины.
С тех пор ЕС решил, что ткани, выращенные вне человеческого тела, – независимо от того, являются ли они кожей, костью, печенью или нервами, – должны значиться как фармакологические вещества. Это означает, что вместо того, чтобы просто испытать новые методы на пациентах, как распространено с хирургией, инженеры ткани должны пройти процедуру лицензирования, сформулированную в фармацевтическом законе.
«В настоящее время европейская Служба лицензирования лекарств – возможно, наше самое большое препятствие», – говорит Михаэль Зиттингер, биолог клетки в Больнице Берлина. Зитингер недавно запатентовал тип клетки сердечной ткани, которую он надеется использовать для лечения сердечной недостаточности.
В 2006 году Европейский парламент утвердил новые методы регулирования химикатов и их безопасного использования. В этих методах значительно увеличено число испытаний на животных. Такой поворот событий может означать лишь то, что пройдет много времени, прежде чем производство искусственной кожи выйдет на глобальный рынок.