В своем выступлении премьер по традиции приводил множество цифр. В данной ситуации они касались роста благосостояния учителей и развития образовательной отрасли. «Всего за последние пять лет консолидированный бюджет системы образования вырос не на какие-то проценты, а в два раза, и в текущем году он составляет более 2 трлн рублей… Это для государства очень большие деньги», – начал свой рассказ Владимир Путин.
По его словам, в ближайшие два года на модернизацию системы общего образования из федерального бюджета будет дополнительно направлено 120 млрд рублей, а на решение проблем аварийных школ – 2 млрд рублей (на сегодня более 10 тыс. российских школ требуют капитального ремонта, 20% школ не имеют водоснабжения, 15% – систем центрального отопления и почти четверть – канализации). Кроме того, за два года глава правительства пообещал учителям построить 670 новых школ. Вырастет и число учебных заведений с безбарьерной средой (то есть приспособленных для учеников с ограниченными возможностями) – с нынешних 1,2 тыс. до 10 тыс. в 2016 году.
Нельзя подходить к судьбе сельских школ чисто механически – все уничтожить и ликвидировать, заметил глава правительства. «Выходом может стать создание на базе некоторых малокомплектных школ филиалов более крупных, базовых школ... За счет этого и учебные классы можно сохранить, и неэффективные затраты на содержание избыточного управленческого аппарата снять», – сказал Путин.
С 1 сентября этого года фонд заработной платы педагогов будет увеличен на 30%, а в течение двух лет средняя зарплата учителей должна быть как минимум равна средней зарплате по экономике в конкретном субъекте федерации, заявил премьер. Сейчас средняя зарплата учителей по стране составляет немногим больше 15 тыс. рублей (с учетом Москвы и Петербурга), однако в большинстве регионов педагоги получают всего 5,5-7 тыс. рублей в месяц. Из-за этого выпускники пединститутов не хотят работать по специальности. В связи с этим премьер напомнил, что в рамках нацпроекта «Образование» 700 молодым учителям, которые отправились работать в регионы, было выделено по 500 тыс. рублей подъемных. Более того, государство компенсирует им расходы на налоги. Позаботится правительство и о школьных библиотекарях. Они будут переведены из разряда учебно-вспомогательного персонала в разряд педагогов, а зарплату им повысят до средней по экономике региона.
Владимир Путин не обошел вниманием проблемы образовательного процесса. Во-первых, он успокоил учителей, что платного среднего образования в России не будет. «Мы обязательно сохраним бесплатное общее образование, само собой разумеется! Это одно из базовых положений нашей Конституции, и от него, конечно, никто не намерен отступать. Государство должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования, нести 100-процентную нагрузку по содержанию и развитию школ, включая ремонт, закупку оборудования и, разумеется, оплату учителей… Ни о каком переходе на платное образование, в том числе отдельных предметов в рамках школьной программы, не может быть и речи!» – воскликнул глава правительства, добавив, что специализация образования не должна происходить в ущерб всестороннему развитию ребенка.
Во-вторых, Путин рассказал о своем отношении к ЕГЭ. По его словам, такая система «нуждается в совершенствовании, прежде всего с точки зрения расширения общественного контроля за проведением экзамена». «Не на 100%, разумеется, защищены процедуры ЕГЭ и от разного рода злоупотреблений. И в этом смысле критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, родителей, конечно, справедлива», – продолжил премьер. В то же время он отметил, что со своей главной задачей – дать более объективную оценку качества образования и расширить доступ выпускников сельских школ и отдаленных регионов к центральным вузам – ЕГЭ успешно справляется.
Чтобы помочь педагогам заниматься выполнением своих непосредственных обязанностей, Путин призвал избавить школы от «пресловутых административных барьеров, всякого рода проверок по поводу и без всякого повода». «На разного рода штрафы по мелким придиркам уходят десятки миллионов рублей, масса времени тратится на заполнение бумажной отчетности. Надо здесь в конце концов тоже порядок навести – это очевидно, нужно руководствоваться здравым смыслом», – отметил премьер. Вместе с тем он подчеркнул, что школы должны становиться более самостоятельными в решении различных вопросов, в том числе денежных, как следует из ФЗ №83.
Одной из главных тем форума было заявлено присоединение ВПС к «Общероссийскому народному фронту» (вероятно, более насущных проблем у учителей не нашлось). В этом нет ничего удивительного: организация создавалась по инициативе и при поддержке «Единой России», а ее председатель Валентина Иванова входит в генсовет партии. Именно для консолидации таких объединений, как ВПС, и создавался путинский «Фронт». «Хотел бы сказать слова признательности Всероссийскому педагогическому собранию, по инициативе которого мы здесь сегодня с вами и работаем. Кстати, именно такие организации, деятельные, опирающиеся на поддержку граждан, продвигающие конструктивные идеи, мы и приглашаем в „Общероссийский народный фронт”, о котором, я надеюсь, вы тоже слышали», – заявил в своем выступлении премьер. «У нас в бюджете этого года есть строчка, в которой предусмотрены деньги на поддержку социально ориентированных организаций, и, безусловно, Всероссийское педагогическое собрание в число таких организаций должно быть включено», – добавил он. В заключение глава правительства пообещал, что число преподавателей в Госдуме в скором времени увеличится «по каналам „Единой России”».
Примечательно, что на форуме не было сказано ни слова критики в адрес государственной политики в области образования. Например, так и не был поставлен вопрос о выражении недоверия со стороны профессионального сообщества главе Минобрнауки Андрею Фурсенко (хотя о том, что это может стать главным событием форума, много говорилось перед его открытием). Напротив, во время выступления Путина его речь все время прерывалась аплодисментами. Иными словами, среди присутствовавших в зале педагогов не нашлось своего доктора Рошаля. Причиной этому стал то ли состав участников съезда, то ли обещания премьера предоставить дополнительное финансирование педагогическому собранию. В любом случае картина получилась неполной, ведь любому российскому учителю наверняка есть что сказать и главе правительства, и министру образования.