Первая такая «заправка» сегодня начала работу в Москве, на территории одного из филиалов Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК), которая обеспечивает снабжение потребителей в столице и Московской области. МОЭСК, «Рольф импорт» (дистрибутор Mitsubishi) и компания Revolta, занимающаяся комплексными решениями в области инфраструктуры электротранспорта, договорились о том, что будут создавать в Московском регионе инфраструктуру для эксплуатации Mitsubishi i-MiEV.
Цена этого автомобиля, который, по заявлению Mitsubishi, предназначен для клиентов, стремящихся к ответственному отношению к окружающей среде, в России будет начинаться от 1,7 млн рублей. Поэтому очевидно, что даже при наличии разветвленной сети электрозаправок он останется глубокой экзотикой для большинства россиян. А вот Михаил Прохоров, который вчера заложил первый камень в строительство завода по производству «Ё-мобилей» под Санкт-Петербургом, наоборот, позиционирует свои гибридные (сочетающие двигатели внутреннего сгорания с электроприводами на колеса) автомобили как «народные». Месяц назад по интернету открылась предварительная запись на эти автомобили стоимостью от 350 тыс. до 450 тыс. рублей с поставкой в конце 2012 года. И на этот момент уже записалось на их покупку около 120 тыс. россиян. И если дело пойдет и дальше такими темпами, то, по словам генерального директора «Ё-авто» Андрея Бирюкова, осенью этого года компания примет решение об открытии в России еще двух площадок по производству гибридных автомобилей.
Эти слегка экзотические (пока, по крайней мере) автомобильные проекты лишний раз подтверждают возрастающую привлекательность для автопроизводителей российского рынка. Альянс Renault–Nissan, например, до недавнего времени жестко увязывал свои инвестиции и технологическую помощь российскому АвтоВАЗу с увеличением своей доли в капитале тольяттинского автогиганта до контрольной. Но теперь неожиданно смягчил позицию и решил передать в Тольятти свои технологии по повышению эффективности производства пластмассовых изделий. А американский Ford совместно с российским «Соллерсом» в начале будущего года начнут выпускать в Татарстане семейство легких коммерческих автомобилей Ford Transit. Вчера стороны окончательно согласовали свои позиции и в присутствии премьер-министра Владимира Путина подписали соглашение о создании совместного (50/50) предприятия, которое на новых условиях о промсборке во Всеволожске, Набережных Челнах и на территории ОЭС «Алабуга» в Татарии начиная с будущего года будут производить шесть основных моделей автомобилей марки Ford и новые разработки компании. Планируется, что уже в первый год реализации проекта средний уровень локализации составит не менее 35% с увеличением до 60% к шестому году работы СП. По наиболее массовым моделям (Focus и Mondeo) уровень локализации превысит 70%. Кроме того, к 2015 году СП построит завод по производству двигателей мощностью 180 тыс. в год и локализует производство штампованных деталей кузова.
Общие инвестиции в проект составят 74,5 млрд рублей, из которых 43,1 млрд рублей будет направлено непосредственно в развитие производственных активов. В рамках проекта будет задействовано в общей сложности около 9 тыс. работников, в том числе заново создано более 3 тыс. новых рабочих мест. По словам главы «Соллерса» Вадима Швецова, к 2015 году СП планирует выпускать 350 тыс. автомобилей в год.
Интерес Ford, так же как и других автопроизводителей, к России понятен. По словам исполнительного директора Ford of Europe Стивена Оделла, к середине следующего десятилетия российский автомобильный рынок станет крупнейшим в Европе и его емкость достигнет 4 млн автомобилей в год.