В Москве на Пушкинской площади 13 октября состоялся митинг российских ученых. Если быть точнее, то состав участников был несколько шире. Его организаторами, помимо профсоюза РАН и общественных организаций ученых выступили также студенческие объединения (в частности, инициативная группа студентов и аспирантов МГУ) и профсоюзы школьных учителей. Тем не менее главным требованием, выдвинутым на митинге, было изменить порядок финансирования науки.
Ученые поставили конкретные претензии к федеральному закону о госзакупках, а также к структурам финансирования науки через гранты и федеральные программы. В частности, они добиваются увеличения средств Российского фонда гуманитарных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, так как, согласно проекту бюджета на 2012 год, объем финансирования фонда по сравнению с нынешним годом остался без изменений, то есть с учетом инфляции финансовые возможности фондов сократились, их доля в общем объеме финансирования гражданской науки неуклонно снижается (сейчас она составляет 2,6%, хотя несколько лет назад доходила до 6%). При этом, по мнению инициаторов митинга, гранты государственных фондов сейчас представляют один из наиболее эффективных и удобных для самих ученых способов поддержки перспективных проектов.
При этом средства, выделяемые через другие государственные каналы, сейчас сопровождаются необходимостью выполнять столь многочисленные бюрократические формальности, что, по словам многих участников митинга, заполнение различных отчетных документов занимает гораздо больше времени, чем собственно выполнение проекта. В итоге главным выгодоприобретателем от сложившегося положения вещей становится околонаучная бюрократия, которая и занимается организацией и распределением средств.
Впрочем, одним из главных раздражителей для участников митинга стал даже не сам объем отчетности, а то, что некоторые ее формы принципиально неприменимы к организации исследовательской и учебной работы. Прежде всего митингующие говорили о федеральном законе № 94. Как известно, его нормы, регулирующие государственные закупки, в качестве одной из главных антикоррупционных мер предлагают проведение тендеров на поставки товаров за счет бюджетных средств. По словам ученых, это приводит к фактической остановке многих направлений работы, поскольку предсказать, например, за несколько месяцев – как этого требует процедура – какой реактив в каком количестве потребуется при проведении исследовательских работ, невозможно. Это зависит в том числе и от конкретных результатов исследований. К тому же процедуры не позволяют получить необходимые материалы и оборудование оперативно.
Участники митинга назвали его предупредительным. Они требуют внесения изменений в бюджет на 2012 год и законодательных поправок к ФЗ-94. В случае если их требования не будут услышаны, прогнозируют проведение более широких протестов.
Сложно сказать, удастся ли им увеличить число протестующих. На Пушкинскую площадь пришло около 500 человек – проведение митинга с большим числом заявленных участников там не допускается и городскими властями, но не похоже, чтобы организаторам пришлось сдерживать желающих прийти. Требования, которые предъявляют ученые, касаются не столько повышения финансирования, сколько организации его таким образом, чтобы получателям было удобно работать. О том, насколько необходимо прислушиваться к этим требованиям, зависит от того, хотим ли мы создать для науки комфортную среду. Теоретически можно этого не делать. Насколько можно понять, с точки зрения бюрократической организации вопросов к нынешней системе финансирования нет. Ученые – не самая большая составляющая электората. К тому же их протест вряд ли приведет к каким-то потрясениям – как говорили некоторые участники, следующий их митинг протеста может состояться в аэропорту Шереметьево.