Развитие технологии записи данных на компакт-диски сегодня пошло по пути использования голубых лазеров, что позволяет увеличить объем данных почти до 50 Гбайт. Причем разработчики предложили пользователям два конкурирующих стандарта – Blu-Ray («голубой луч») и HD-DVD (High Definition DVD). Ожесточенная борьба между двумя стандартами, к счастью, быстро кончилась, и в 2008 году победа осталась за Blu-Ray. Тут, видимо, сказалось то, что она применяется в игровой приставке Playstation 3, а сама приставка является неплохой альтернативой компьютерам PC, так как позволяет устанавливать произвольную операционную систему. Хотя Hitachi уточнила, что будет совершенствовать HD-DVD и не собирается полностью прекращать работу над этим проектом, несмотря на отказ представителей кинобизнеса ее использовать. Основная причина, которая заставляет производителей внедрять Blu-Ray и HD-DVD, – это видеоформат высокого разрешения HD (High Definition). Если в обычном видеокадре насчитывается 525 строк развертки, то кадр с высокой четкостью содержит от 720 до 1080 строк. Уменьшение длины волны (405 нм вместо 650 нм в DVD) позволило снизить дифракцию, что обеспечило более точную фокусировку на поверхности чтения/записи. Формат Blu-Ray имеет толщину подложки всего 0,1 мм. Для нее используется специальное полимерное покрытие, которое устойчиво к протирке диска бытовыми средствами очистки и на котором не остаются царапины. Компакт-диск может иметь до двух слоев, хотя анонсируются и четырехслойные варианты. Однослойный диск формата Blu-Ray имеет емкость 23,3/25/27 Гбайт для записи данных или 9 часов видео HD. Правда, некоторые компании заявляют, что работают над более совершенными и емкими форматами – в частности, поступали сообщения о голографической записи, когда на диск записывается несколько сотен гигабайт информации.
Развитие 3D-технологий визуализации и активное внедрение их в киноиндустрию сделало актуальным оптимизацию этих систем для домашнего использования. В 2008 году в США и Японии, а затем и в странах Европы появились домашние кинотеатры, мониторы и телевизоры, демонстрирующие трехмерное видео. Сначала с использованием поляризационных очков, а впоследствии и с активными затворами. В прошлом году эта линейка продукции пришла и на российский рынок, вызвав лавинообразный всплеск продаж в аудиовидеорознице. Но индустрия носителей информации для нового формата в России еще не готова. Появившиеся в продаже диски очень дороги – более 1000 рублей за штуку, и приобрести их можно в ограниченном количестве столичных торговых точек. В сентябре 2011-го крупнейший в России завод-производитель компакт-дисков – «Лазер-видео мультимедиа», который в 2008 году первым приобрел лицензию на репликацию видеоаудиоконтента по технологии Blu-Ray, анонсировал первый отечественный лицензионный контракт с Ассоциацией BRDA на использование нового формата Blu-Ray 3D по полному циклу – создание контента, авторинг, репликация и т.д. Финансирование проводится по госпрограмме развития высокотехнологичных производств, ориентированных на экспорт, «дочкой» ВЭБа Росэксимбанком. Партнер компании по мультимедиа и 3D Сергей Баженов рассказал: «Мы намерены не отставать от мировых тенденций и первыми в России выйти на рынок носителей информации для трехмерного видео высокой четкости. Инвестиции в проект составят около 25 млн долларов, включая расходы на закупку оборудования, приобретение лицензии и продвижение. Кстати, наш проект, скорее всего, станет катализатором ускоренного развития формата Blu-Ray 3D в России в целом, и через два-три года обычный 2D-видеоконтент, включая только появившиеся HD и Blu-Ray, будет вытеснен зрелищным трехмерным, который по мере распространения станет доступным по цене большинству пользователей».
Независимые эксперты оценивают потенциал роста российского рынка дисков Blu-Ray 3D в 200-300% ежегодно в ближайшие пять лет (125 млн долларов к 2014 году), что не оставляет сомнений в окупаемости проекта. Однако, как недавно признался представитель корпорации Samsung, время жизни технологии Blu-Ray вряд ли превысит пять лет. И дело здесь не в голографических разработках. Просто процесс ухода информации в Сеть идет значительно быстрее, чем прогнозировали многие специалисты. «Облачные» вычислительные системы, позволяющие вообще уйти от физических носителей, уже стали реальностью. Создаются локальные или корпоративные компьютерные «облака», внутри которых постепенно формируются услуги. Уже существуют сети передачи данных, внутри которых развиты высокие скорости и установлены мощные серверы с различным набором ПО и полным списком легального видеоаудиоконтента. Пользователю не требуется иметь мощный компьютер или проигрывать BR – у него должен быть простейший компьютер или устройство STB у ТВ, с одной лишь программой присоединения к этому серверу внутри такого «облака» – тогда он «цепляется к серверу» и получает весь лицензированный сервис, «смотря» на него через экран своего компьютера. И даже в России эти технологии нашли своих инвесторов и воплощение в реальные проекты. Новый столичный оператор «Иновентика» инвестирует 2 млрд рублей в создание полноценной «облачной» сети. Представители компании заявляют, что строительство общефедерального «облака» будет завершено к 2015 году. В случае активного развития этого направления телекоммуникаций вся история с BR и вообще с наличием собственных проигрывателей в квартирах и фильмах на дисках довольно быстро свернется.
Однако некоторые эксперты и участники рынка пессимистично относятся к перспективам развития «облачных» технологий в нашей стране в ближайшие годы, отмечая, что инвесторы столкнутся с проблемой низкого развития сетевой инфраструктуры. Менеджер по рекламе и PR сети дата-центров «Селектел» Василий Борисов выразил сомнение относительно реальных сроков их развертывания: «По-прежнему безлимитный высокоскоростной доступ в Интернет в России остается очень дорогостоящим и поэтому реализовать настолько масштабные проекты, способные уничтожить физические носители, в ближайшей перспективе не получится из-за отсутствия возможности их массового употребления. Данную проблему можно решить созданием всероссийской CDN (Content Delivery Network). Связать в одну единую сеть оптические линии по всей стране, создав региональные точки обмена трафиком, – в наше время это не является чем-то на грани фантастики. Хороший пример – корпорация Google, которая стала крупнейшей CDN в США. Только имея подобную сеть, в нашей стране „облака” смогут получить достаточное распространение и доступность. Другой вопрос, что существующие оптические линии принадлежат разным компаниям, которым придется договариваться между собой о взаимодействии. Единственным верным вариантом для создания крупнейшей российской CDN может быть государственная программа, контролируемая президентом».