Подвозивший меня до заводоуправления шофер стремительно перешел на «ты» и стал выведывать — правда ли, что кто-то оплачивает очернение АвтоВАЗа в Москве и сколько получает Павел Воля за шутки о «Ладе». Мои попытки развеять подозрения в заговоре были встречены с явным недоверием.
С имиджем у АвтоВАЗа, и правда, не ахти. Еще не так давно предприятие считалось криминальным раем. Местные легко объясняют былую безуспешность борьбы за качество: к начальнику отдела закупок, решившему отказаться от некачественной продукции, назавтра могли прийти серьезные люди с бейсбольными битами. Ситуация изменилась, когда в состав собственников вошли иностранцы. Правда, с криминализованным рынком запчастей ВАЗ и сегодня не связывается: половина из них контрафактные, но эффективных инструментов борьбы пока нет.
Контроль над АвтоВАЗом скоро получит Renault-Nissan. Альянс давно шел к этому, 25% Волжского автозавода было приобретено Renault еще в начале 2008 года за 1 млрд долларов. И согласно подписанному в начале мая протоколу о намерениях, сделка будет завершена в 2014 году.
В альянсе
Интерес альянса вполне понятен: Россия — один из наиболее динамично растущих авторынков мира, и АвтоВАЗ до сих пор остается его безусловным лидером. Но Волжский завод далеко не подарок: в последние годы предприятие генерирует больше убытков, чем прибыли. А то, что оно удержалось на плаву в кризис, во многом обусловлено господдержкой и программой утилизации автохлама.
Подготовленная уже после прихода французов стратегия развития АвтоВАЗа до 2020 года нацелена на расшивку узких мест и предполагает: выпуск 16 новых моделей с выходом в сегменты автомобилей класса С, кроссоверов классов B и С, MPV класса B; модернизацию процесса разработки, реорганизацию с выводом второстепенных производств и концентрацией на стратегических компетенциях; реформирование системы закупок с формированием единой с Renault-Nissan панели поставщиков; изменение системы продаж.
Стратегия развития была принята в 2010 году, так что уже можно судить о ее первых результатах. По заявлениям АвтоВАЗа, усилиями созданной совместно с Renault-Nissan службы Common Supplier Quality and Supplier Development удалось за два года снизить процент брака от поставщиков в десять раз. На эту же цель работает и Академия качества альянса, в планах которой обучить до июля 2012 года 80 поставщиков. Ее преподаватели — специалисты АвтоВАЗа и Renault в России, прошедшие подготовку в Renault Consulting.
В прошлом году начата разработка новой платформы для автомобилей В-класса с прицелом на дальнейшее использование в машинах C-класса. Также в работе новая платформа для полноприводных автомобилей Lada 4x4 и «Шевроле-Нива». В конце 2011 года вышла Lada Granta, спрос на которую оказался ажиотажным. А в начале апреля была презентована первая модель, появившаяся в результате сотрудничества АвтоВАЗа и Renault: Lada Largus — универсал, построенный на платформе Renault Logan B0.
Под нее была заменена одна из трех ниток главного полуторакилометрового конве