Sony как-то совершенно неожиданно показала на днях новые сверхтонкие ноутбуки VAIO T. Казалось, это уже не случится никогда: свои ультрабуки сегодня есть в портфолио Apple, Samsung, Acer, Asus, Lenovo, Dell, HP и вообще практически всех сколько-нибудь известных производителей компьютеров. Sony опоздала с их появлением, причем надолго.
Казалось, если компания выходит на рынок с заметным опозданием от конкурентов, ее продукты должны как-то выгодно отличаться на фоне конкурентов. Менеджмент Sony, очевидно, придерживается какого-то другого мнения. Судите сами: Vaio T11 и T13 имеют стандартные 11,6- и 13,3-дюймовые дисплеи, весят 1350 г и 1600 г соответственно. Это даже больше, чем у некоторых конкурентов. Вероятно, это произошло из-за того, что корпус обоих устройств японской компании выполнен из сплава алюминия и магния. Магний несколько тяжелее алюминия и пластика.
В остальном все стандартно: слот для карт SD, модули Bluetooth 4.0, порты USB и HDMI-выход. С накопителем придется определиться самим пользователям: есть возможность взять один небольшой SSD-накопитель или добавить к нему традиционный жесткий диск на 320 Гб. Точно к такому же решению еще год назад пришла тайваньская Acer. Ноутбук способен работать в автономном режиме девять часов. Толщина корпусов – 1,78 см. «Начинка» включает в себя «стандартный» для такого рода устройств процессор Intel Core i3-2367M. Разрешение экрана составит 1366 на 768 пикселей. Ничего особенного. Цену устройств, которые должны появиться в продаже в июне, Sony пока не называет. Но что-то подсказывает, что она вряд ли будет демократичной.
Ультрабуки Sony – наглядная демонстрация беспомощности компании. В последние годы на рынке она допускала один провал за другим. Сначала компания долго игнорировала появление дешевых и компактных нетбуков, затем непозволительно долго мешкала с выпуском собственного планшета. Смартфоны с большими сенсорными экранами а-ля iPhone Sony также начала выпускать позже конкурентов. Точно такая же ситуация сложилась на рынке консолей: сначала Nintendo заставила пользователей Wii прыгать по комнате, затем Microsoft усовершенствовала идею своей Kinect, а Sony оказалась лишь в позиции неубедительного догоняющего. Даже на рынке телевизоров сейчас доминирует Samsung, а не Sony. Пока корейцы штампуют эти устройства один прекраснее другого и разрабатывают новые технологии, телевизионное подразделение Sony терпит убытки уже больше пяти лет подряд.
Результаты этого технологического отставания не заставили себя долго ждать: компания работает с убытками уже четыре года подряд. За последние десять лет ее рыночная капитализация упала более чем в четыре раза. А в этом году, по прогнозу аналитиков Sony, ее убытки вырастут до рекордных 6,4 млрд долларов. Менеджмент корпорации упорно продолжает закрывать глаза на происходящее и связывает проблемы с завышенным курсом иены (из-за чего страдает вся японская промышленность) и падением спроса на товары премиум-класса в США и Европе.
Но дело тут, разумеется, далеко не только в этом. Когда-то Sony играла роль первопроходца и создавала новые рынки, а не пыталась отвоевать рыночную долю в уже существующих сегментах. В 80-х и 90-х Sony значила для технологической отрасли примерно то же самое, что сейчас значит Apple. Именно эта компания придумала первый в мире полупроводниковый телевизор, телевизионную трубку Trinitron, первый компактный аудиоплеер Walkman, портативные любительские видеокамеры и рынок видеоигр для консолей благодаря своей PlayStation. Но все это заслуги давно минувших лет, а за последние годы мир не узнал от Sony ни одной инновации.
Дело в том, что японская компания изменила своей прежней стратегии и вместо пути инноваций пошла по дорожке сокращения издержек. Вместо того чтобы заботиться о создании новых революционных продуктов, Sony сосредоточилась на поиске новых рынков сбыта, на оптимизации производственных издержек и на экономии на всем, кроме разве что дизайна. В 2005 году главным исполнительным директором Sony стал британец Говард Стрингер, которому вот уже несколько лет пророчат отставку за полный провал его бизнес-стратегии. Она, напомним, заключается в том, чтобы чтобы постоянно наращивать объемы выпуска продукции и за счет этого сокращать издержки. Вложения в инновационные технологии Sony при нем сократила до минимума, а когда компания стала терпеть убытки, то «антикризисный» план Стрингера состоял только лишь в том, чтобы сокращать расходы. Новый менеджер компании пустил ее по спирали убытков и сокращений, новых убытков и новых сокращений. Производство многих видов продукции было перенесено в Китай – там заниматься выпуском девайсов дешевле.
В итоге Sony потеряла свою магию. И уверенно катится к банкротству. Вряд ли на Уолл-стрит или на бирже в Токио найдутся аналитики, рекомендующие покупать ее акции.