13 марта российская интернет-компания «Яндекс» запустила новый продукт для смартфонов — «Яндекс.Навигатор». Если раньше сервис «Яндекс. Карты» умел только прокладывать маршруты (в том числе с учетом пробок) и считать примерное время в пути, то «Яндекс. Навигатор» еще и дает указания человеческим голосом, а также показывает некоторые города в трех проекциях. Таким образом, любой человек, обладающий iPhone или смартфоном на базе операционной системы Android, получил возможность бесплатно превратить свой гаджет в полноценный навигатор. Пока услуга действует в 500 городах России и Украины (именно столько населенных пунктов сейчас «зашито» в интернет-навигатор).
Популярность сервиса превзошла все ожидания. Всего за три недели с начала продаж его скачали на 1 млн устройств. А по данным Smartmarketing, в прошлом году в России было продано 1,5 млн навигаторов. То есть фактически за три недели «Яндекс» превысил полугодовые продажи навигационных устройств. А еще в прошлом году подобный навигатор на своих картах попытался завести Google (правда, пока работает только бета-версия, карты обновляются медленнее, а городов по России всего 100).
В прошлом году рынок навигаторов показал внушительный рост — на 22%. Окажется ли он самым успешным в их рыночной жизни? Станет ли «Яндекс» могильщиком этих гаджетов?
Маршрут для бедного гостя
Сейчас у навигаторов два основных класса потребителей — транспортные и логистические компании, а также жители крупных городов, в первую очередь Москвы и Петербурга. С первыми — профессиональными пользователями — вряд ли что-то произойдет в ближайшее время. С частными покупателями все сложнее. С одной стороны, рынок не насыщен. И моментально смартфонами с бесплатным ПО навигаторы заменить не удастся. «Сейчас, по нашим оценкам, в России 12 миллионов пользователей смартфонов, к концу нынешнего года мы ожидаем увеличения до 20 миллионов. Смартфоны становятся все доступнее, но большинство россиян пользуется телефонами, куда приложение не поставишь», — говорит Кирилл Кукарцев, директор по маркетингу компании 2ГИС, выпускающей электронные справочники-карты. К тому же на рынке есть дешевые навигаторы, которые с радостью покупают, например, небогатые приезжие из других регионов.
С другой стороны, проблема в том, что большинство производителей навигаторов обновляют карты очень медленно, если вообще делают это. А онлайн-информация о пробках доступна только в топовых моделях.
Почему же производители навигаторов так «тормозят»? Все дело в том, что они не обладают ключевой технологией — электронными географическими картами, не говоря уже об отображении пробок. Отдав на аутсорсинг ключевую компетенцию, они в итоге проиграют.
Игроки рынка дают навигаторам в России еще максимум три года безбедного существования. «Рост популярности смартфонов уже начал оказывать значительное влияние на развитие рынка навигаторов-гаджетов, — считает Кирилл Кукарцев. — Ниша останется за сложными устройствами — например, навигатором, совмещенным с видеорегистратором».
Люб