Поразительно, но факт: до 60% пылевой взвеси, образующейся после взрыва обычной армейской взрывчатки, — это искусственные алмазы размером 4–7 нанометров. Они образуются в эпицентре взрыва при высоких температурах и давлениях из обычного углерода, который, как известно, присутствует как в тротиле, так и в гексогене.
Первое в Советском Союзе опытно-промышленное производство по наработке синтетических алмазов детонационным методом было запущено в начале 1980-х в НПО «Алтай» в Бийске. Однако толку от него было мало. Технологическая линия, реализующая управляемый взрыв, позволяла получать не алмазы в чистом виде, а алмазосодержащую шихту, в которой помимо собственно алмазов присутствовали продукты взрыва и несгораемые примеси — окислы металлов, попадающие в шихту со стенок технологического оборудования. Нужно было найти способ выделять из всего этого мусора наноразмерные кристаллы алмазов. С этой задачей руководство НПО «Алтай» обратилось в ленинградское Специальное конструкторско-технологическое бюро (СКТБ) «Технолог».
Добыть алмазы из тротила
СКТБ «Технолог» было создано в 1963 году по инициативе Льва Багала, заведующего кафедрой химии и технологии органических соединений азота Ленинградского технологического института (знаменитой на всю страну Техноложки), как испытательная база для проверки и реализации лучших идей сотрудников вуза.
С самого своего образования СКТБ «Технолог» не вписывалось в тогдашнюю организационную структуру научных исследований. Формально относясь к вузовской науке, оно действовало как серьезное отраслевое НПО — разрабатывало и доводило технологии сразу до промышленной стадии и, минуя промежуточные звенья, передавало их в готовом виде на серийные заводы.
Уровень созданных здесь технологий был очень высок, поскольку СКТБ имело приоритетное право забирать к себе самых талантливых выпускников Техноложки. «И академические, и отраслевые институты страшно завидовали нашему СКТБ, потому что у нас каждый год было “право первой ночи” — мы отбирали себе лучших специалистов, а им доставалось то, что осталось», — вспоминает Валерий Долматов, руководитель Центра интенсивных технологий СКТБ «Технолог». На собранном в «Технологе» самом современном оборудовании ежегодно проходили практику сотни студентов, которые затем шли работать на производственные предприятия и становились проводниками новых технологий в промышленность. «Такую идеологию заложил в свое детище профессор Багал, и она особенно успешно работала в области новых прорывных технологий, — подчеркивает Валерий Марчуков, заместитель руководителя Центра интенсивных технологий СКТБ “Технолог”. — Выпускники Техноложки, прошедшие через СКТБ, были самыми востребованными кадрами в СССР, ведь они хорошо разбирались в том, о чем заводские инженеры зачастую даже не имели представления».
Отличное оборудование и высокий уровень квалификации инженеров и технологов позволяли СКТБ вести серьезные материаловедческие работы в интересах ВПК. Только один пример: именно «Технолог» разрабатывал, а сейча