СУНЦ НГУ никто не тронет, но самой физматшколе необходимо учитывать формальные требования образовательного законодательства. Об этом в интервью «Интерфаксу» рассказал областной министр образования, науки и инновационной политики Владимир Никонов. Саму же громкую историю со школой, которую районный суд обязал привести свое штатное расписание в соответствие с требованиями для обычных средних школ (что могло обернуться закрытием уникального учреждения), Никонов назвал «большим недоразумением».
По словам новосибирского министра, СУНЦ является подразделением НГУ, «но дети-то там – школьники, по возрасту, по готовности психологической и т.д.». «Да, они талантливые, но это дети. И, следовательно, кто должен с ними работать? Люди, в том числе имеющие подтвержденную квалификацию педагогического работника, а не просто профессора и преподаватели… Соответственно, квалификационные требования к педагогу должны быть заложены в должностные инструкции. И этого не оказалось в документах этой школы. По факту 80%, если не больше, людей, которые там работают, всем этим требованиям соответствуют, у них огромный опыт работы именно с этой категорией детей. То же самое касается и воспитателей, которые там работают, поскольку это интернат. Естественно, это вызвало вопросы у надзорного органа, и было зафиксировано нарушение», – заявил Никонов. Поэтому первый вывод из скандальной истории – «всегда быть очень внимательным к формальным требованиям, основанным на современной нормативной базе».
Второй вывод, по словам министра: «Те, кто проверял, должны входить в ситуацию и писать рекомендации, адекватные специфике именно этой школы». Нужны ли СУНЦ НГУ дефектологи и вожатые, наличие которых в штатном расписании требует закон, должно определять его руководство. «По большому счету нужно было исправить документы. Кому-то, может, не хватало квалификации – но это легко исправить, есть курсы, и человек получает соответствующее удостоверение о том, что он педагогическим приемам работы с этой категорией учащихся обучился… Проверяющие не особенно вникли в то, что это специальное учреждение, в самом же СУНЦ не очень вникли в то, что на него распространяются общие требования к школам. В результате с двух сторон произошло большое недоразумение», – резюмировал министр.
Он также подчеркнул, что «никто не собирается закрывать СУНЦ». Никонов считает, что Министерство образования и науки РФ не станет ломать сложившуюся практику, а, напротив, будет более внимательно относиться к подобным школам. Тем более что таких уникальных школ – подразделений университета – в России всего четыре.
Напомним, скандал вокруг СУНЦ НГУ разгорелся в сентябре. 22 августа суд Советского района Новосибирска (на территории которого расположен Академгородок, НГУ и его физматшкола) оштрафовал школу на 100 тыс. рублей – за то, что ее штатное расписание не соответствует требованиям типового положения об интернатах и квалификационным требованиям к работникам общеобразовательных учреждений. Оказалось, что в СУНЦ должны работать социальный педагог, дефектолог, логопед, библиотекарь, музыкальный руководитель, физрук, методист, учителя труда и ОБЖ, а также концертмейстер, вожатые и воспитатели. Причем все они должны иметь при этом педагогическое образование. В НГУ признали, что учителей как таковых в штате СУНЦ никогда не было; но при этом представители университета просили суд не отождествлять СУНЦ с обычной общеобразовательной школой, упирая на то, причем совершенно справедливо, что его статус уникален. Скандал разгорелся нешуточный: директор школы Николай Яворский говорил о том, что если штатное расписание привести в соответствие с требованиями закона, всех учителей придется уволить – поскольку вместо педагогов с талантливыми учениками работают профессора университета и ученые. Яворский грозился держаться до тех пор, пока сотрудников не выведут в наручниках. В конце сентября областной суд решение районной инстанции отменил. Однако сама история ярче всего продемонстрировала недостатки продолжающейся в стране реформы образования, в которую уникальные школы вписываются слабо.