Основатель и главный исполнительный директор Facebook Марк Цукерберг не устает повторять, что его проект никогда и ни при каких обстоятельствах не будет использовать персональные данные своих пользователей в корыстных интересах. Об этом самый одиозный программист современности говорил даже в эфире российского Первого канала во время своего визита в Москву. Меж тем, по справедливому замечанию газеты The Wall Street Journal, доступ к личной информации 900 млн человек – едва ли не единственный по-настоящему важный актив социальной сети. Публичной компании, между прочим. Компании, которая несет ответственность перед акционерами за показатели прибыльности. Поэтому, по мнению американских аналитиков и экспертов отрасли, доверять Цукербергу в этом вопросе нельзя. Перспектива торговли конфиденциальной личной информацией пользователей слишком заманчива для того, чтобы Цукерберг мог полностью ее игнорировать, говорят они.
Сейчас Facebook решилась на то, чтобы предоставить рекламодателям опции таргетирования рекламных сообщений – чтобы они были более релевантны. Соцсеть использует номера мобильных номеров пользователей, адреса их электронной почты и историю поведения их в режиме онлайн для того, чтобы реклама била «точно в цель», то есть по тем интернетчикам, которым она потенциально может быть наиболее интересна. Более того, в самое ближайшее время Facebook хочет начать демонстрировать им рекламу даже за пределами социальной сети.
Ставки очень высоки. Сейчас годовой рекламный оборот социальной сети Цукерберга составляет 3,7 млрд долларов. И эти цифры, разумеется, будут только расти. Сейчас программисты Facebook активно работают над созданием инструментов, которые могли бы отслеживать связь между тем, какие объявления и в каком количестве пользователи смотрят онлайн, и тем, как это отражается на их реальной, офлайновой жизни. Задача непростая. И по заказу какого рекламодателя инженеры Facebook пытаются ее реализовать, в компании не рассказывают. Но в перспективе этот инструмент поможет соцсети точно знать, насколько просмотры рекламных баннеров внутри проекта повышают продажи конкрентного продукта в рознице. И если бы результат рекламодателей удовлетворил, тогда Facebook смогла бы заработать еще больше миллиардов!
Справедливости ради стоит отмемить, что сам Цукерберг действительно похож на технофрика, которого деньги если и интерсуют, то только в качестве некой абстрации. Но с тех пор, как его компания стала публичной, давление со стороны инвесторов начало расти на него с каждым днем. Логика развития любого бизнеса состоит в постоянном росте доходов. И Цукербергу, акции компании которого в последние недели только дешевели, приходится с этим считаться.
Но тут возникает как минимум две проблемы. Во-первых, недовольство соцсетью со стороны пользователей в последнее время только растет. Во-вторых, вольное отношение с конфиденциальными данными пользователей привлекает внимание регуляторов. Власти разных стран мира, в которых позиции Facebook особенно сильны, уже высказывали свою озабоченность по поводу того, не вредит ли личной жизни пользователей тот факт, что вся информация о них хранится на серверах частной компании.
Похожие проблемы, к слову, уже были и у Google, и у Yahoo. Они «славились» тем, что использовали частные данные пользователей для того, чтобы выдавать им наиболее релевантные рекламные объявления в поисковой выдаче. Facebook сейчас протестует: рекламодатели прямого доступа к контактным данным клиентов соцсети не получают, а значит, никакого нарушения законов здесь нет. Но эксперты говорят, что не все так просто: раз Facebook так активно борется с «анонимностью», значит, зачем-то ей это надо. Полные сведения о пользователях, их имена, фамилии друзей, предпочтения и контактные данные – мечта любой компании, занимающейся продвижением своих товаров и услуг. Разумеется, рано или поздно Цукерберг вместе с коллегами найдет способ эффективно использовать эти данные. И вряд ли это понравится пользователям. В Федеральную комиссию США по торговле на Facebook уже поступили жалобы. С нетерпением ждем разбирательства.