Планшетники на Windows 8, несмотря на отличную мягкую клавиатуру и неплохие технические характеристики, так и не нашли своего покупателя. Аналитики говорят, что рынок остался разочарован новыми продуктами из Редмонда. Сам главный исполнительный директор компании Стив Балмер признал, что продажи нового устройства идут «скромно».
Но дело не только в одном конкретном девайсе. Дело в том, что производители жалуются на «сырость» новой операционной системы от Microsoft и не торопятся выпускать на ней широкую гамму продуктов. Сейчас в американских магазинах можно приобрести только пять моделей разных компьютеров под Windows 8. Сказались тут и ограничения в сбытовой политике Microsoft, которая предъявляет повышенные требования к производителям «железа», и задержки в поставках комплектующих от Intel. Все идет к тому, что компания из Редмонда вместе со своими партнерами дружно пропускает сезон Рождественских распродаж в западном мире, а после него ее продукты уже вряд ли станут хитом рынка.
Эксперты говорят, что производители представили широкую гамму персональных компьютеров традиционных форм-факторов – десктопов и ноутбуков, но при этом почти проигнорировали «восьмерку» в качестве ОС для планшетов. Объяснить это явление довольно просто. Дело в том, что как программная платформа для планшетов Windows 8 никуда не годится: для этого достаточно почитать отзывы зарубежных техноблогов. А вот как ОС для ПК Windows все равно будет неплохо продаваться: у производителей «железа» просто нет адекватной альтернативы. Apple не лицензирует свою Mac OS, а Linux остается продуктом для маргиналов.
В общем, с планшетами как-то не сложилось. «Таблетки» с процессорами на базе технологии ARM и новой операционной системой Windows выпускает Microsoft (Surface), Asus (Vivo Tab RT) и Lenovo (IdeaPad Yoga), а с чипами от Intel компьютеры собирают Samsung (Ativ Smart PC) и Acer (Iconia). Всего пять продуктов, причем Surface и Iconia можно приобрести только в фирменных салонах Microsoft, а их даже в США еще всего лишь 60.
Аналитик FBR Capital Markets Крейг Бергер утверждает, что продажи Surface оказались ниже ожиданий рынка. В Microsoft данные о продажах не публикуют, на запросы журналистов не отвечают. Эксперты полагают, что это дурной знак: если компания закрывает данные, значит, ей есть что скрывать.
Intel еще в сентябре обещала, что начнет поставки чипов под Windows 8 сразу для девяти производителей компьютеров. Прошло два месяца, и их приобрели только четыре производителя, за исключением самой Microsoft.
Вряд ли компания из Редмонда может довольствоваться тем, что есть. Дело в том, что продажи традиционных ПК в 2013 году могут упасть – впервые за десятилетие. В будущем планшеты и смартфоны неизбежно начнут теснить лэптопы и нетбуки. Это уже начало происходить. А вот продажи планшетов, на рынке которых у Microsoft пока ничего не получается, в следующем году превысят продажи ноутбуков, прогнозируют в аналитической компании Nomura. К 2017 году рынок «таблеток» достигнет 162 млрд долларов, утверждают аналитики из NPD DisplaySearch. Это в два раза выше текущего объема рынка.
Очевидно, что будущее – за планшетами, и это будущее Microsoft упускает. Компания еще надеется, что в будущем году сможет отыграть позиции, выпустив на рынок сразу три новых модели Surface. Источники издания TechCrunch ждут 8,6-дюймового Sirface RT 2, Surface Pro с 11,6-дюймовым экраном и производительной начинкой и 14,6-дюймового Surface Book, который будет работать на очень производительном «железе» и конкурировать с традиционными лэптопами.
Помогут ли эти продукты справиться с кризисом, который ощущает Microsoft, – большой вопрос. Ее продукт Windows 8 страдает от странного интерфейса, недостатка ПО и нестабильной работы. И пока в Редмонде не проведут «работу над ошибками», ждать чудес не приходится. Кстати, Microsoft пообещала, что будет хотя бы в два раза чаще обновлять свою главную операционную систему. Давно пора...