В мировой экономике наметился отчетливый тренд: возращение промышленных производств в экономически продвинутые регионы. Первое яркое свидетельство изменений — отказ американских компаний от открытия новых производств и заводов в Китае. Экономия на рабочей силе странами Запада будет постепенно сходить на нет, утверждает влиятельный американский журнал The Atlantic. Причина банальна: бурная промышленная революция на Востоке сделала местное население более продвинутым и богатым, а кризис на Западе начал возвращать к работе у станка «белых воротничков». Разница между оплатой дешевой рабочей силы на Востоке и Западе год от года нивелируется.
Чаще других размещать производство в дешевой Азии отказываются молодые и бурно развивающиеся американские стартапы. Они указывают, что современный технологический прогресс зашел так далеко, что требует ускоренного производственного цикла, а китайцы уже не могут выдержать нужный темп. Хорошо известна история, когда китайская компания Foxconn открыла новый завод специально для того, чтобы расширить производственные мощности ради создания одного продукта — iPhone 5. На строительство завода и подготовку квалифицированного персонала (это не «вьетнамки» делать) ушли долгие месяцы. А IT-индустрия развивается такими темпами, что гаджеты устаревают буквально за полгода после того, как появляются в продаже. И если размещать их производство в третьих странах, неизбежно будешь отставать. Западные стартапы хотят ускорить в разы технологический цикл с момента появления идеи до продажи продукта. И это грозит Китаю концом гегемонии в статусе «глобальной фабрики».
Есть у этого вопроса и политическая сторона. Размещать производство товаров в США стало среди бизнесменов «модно», а вопрос увядания американской промышленности активно поднимался в дебатах кандидатов в президенты Барака Обамы и Митта Ромни. Им неоднократно приходилось отвечать на вопрос, как так получилось, что великая американская компания Apple перенесла производство iPhone в Китай, и как так сделать, чтобы оно вернулось обратно в Соединенные Штаты. В конце концов, речь идет не только об имидже, но и о конкретных рабочих местах.
Волнует вопрос переноса производства в развитые страны и правозащитников. Сотни тысяч китайцев, работающих на одной фабрике, живут в невыносимых условиях, работают на износ, получают крохотную зарплату и не имеют в отношениях с работодателем никаких прав. Фактически китаец даже не может добровольно уволиться с работы без страха остаться без еды и возможности обеспечить минимальные потребности в жизни. Само устройство азиатской промышленности таково, что простой рабочий в нем — раб системы. Разумеется, если бы iPhone и iPad собирали в США и Европе, голоса правозащитников были бы намного тише.
С другой стороны, сейчас китайцы все чаще и чаще отчитываются перед американскими контрагентами за политику в улучшении условий труда и рост зарплат для рабочих. Это приводит к росту затрат на производство и повышению себестоимости на конечный продукт. Разнится между гаджетом, произведенным в Китае, и таким же аппаратом, сделанным в США, становится все менее существенной.
В 1980-х лишь каждый пятый работающий американец был занят в секторе тяжелой промышленности, в настоящее время — лишь каждый десятый. Эксперты говорят, что со временем промышленных рабочих в США снова станет больше. Соединенные Штаты, сосредоточенные на экономике знаний и услуг, снова начнут производить материальные ценности.