Индекс развитости информационных коммуникативных технологий (ИКТ) измеряет способность 144 стран максимально эффективно использовать их для повышения уровня благосостояния. Тройку лидеров составляют Финляндия (1-еместо), Сингапур (2-е) и Швеция (3-е). В топ-10 вошли Голландия (4-еместо), Норвегия (5-е), Швейцария (6-е), Великобритания (7-е), Дания (8-е), США (9-е) и Тайвань (Китай) (10-е). Страны БРИКС, и в особенности Китай, потерявший в рейтинге 7 позиций и занимающий 58-е место, по-прежнему занимают низкие позиции рейтинга. Быстрый устойчивый экономический рост последних лет, который показывали некоторые из этих стран, может оказаться под угрозой, в случае если в развитие ИКТ, навыков и инноваций не будут сделаны необходимые инвестиции, делают вывод эксперты.
В целом, согласно исследованию, в течение последних 10 лет страны с развивающейся экономикой прилагают усилия для улучшения инфраструктуры ИКТ. Но, несмотря на это, «цифровое неравенство» по-прежнему сохраняется при использовании ИКТ для обеспечения конкурентоспособности и экономического роста. По мнению экспертов, меры национальной политики, предпринимаемые рядом стран с развивающейся экономикой для получения возврата на инвестиции в ИКТ в виде существенных улучшений конкурентоспособности, развития и повышения занятости, терпят неудачу. Это происходит в дополнение к уже существующему явно выраженному «цифровому неравенству» между странами с развитой и развивающейся экономикой в отношении доступа к цифровой инфраструктуре и контенту.
Эксперты считают, что некоторым странам необходимо выяснить, что мешает им достичь высокого уровня развития в сфере информационных технологий для развития, конкурентоспособности и инноваций. «Роль ИКТ, заключающаяся в поддержке экономического развития и создании высококачественных рабочих мест, еще никогда так пристально не изучалась. Несмотря на первоначальные опасения о том, что ИКТ может ускорить перераспределение ресурсов в пользу рынков развивающихся стран, сегодня выгода, создаваемая ИКТ, является значимым для компаний и экономик способом оптимизации производительности, высвобождения ресурсов, стимулирования инноваций и создания рабочих мест», — добавил Бенат Бильбао-Осорио, экономист Центра по глобальной конкурентоспособности и бенчмаркингу ВЭФ. На фоне усиления неравенства «странам необходимы инструменты для измерения и отслеживания прогресса.
В обзоре отмечается, что переход на цифровые технологии в 2011году добавил 6 млн рабочих мест и 193 млрд долларов в мировую экономику. И развитие сектора становится жизненно важным для мировых экономик, поэтому властям следует уделить ему особое внимания. «Те страны, которые не смогут реализовать комплексную стратегию создания широкополосного доступа в национальном масштабе, рискуют потерять свои позиции с точки зрения международной конкурентоспособности и, кроме того, могут отставать в получении общественного преимущества от развития ИКТ. Те планы мер, в которые включены шаги для стимулирования как спроса, так и предложения, дадут странам оптимальные возможности в области продвижения по пути перехода на широкополосный доступ», — говорит вице-президент по вопросам международной политики в области технологий компании Cisco и координатор проекта д-р Роберт Пеппер.
Тому, что развивающие страны отстают по улучшению инфраструктуры ИКТ от развитых, существует ряд причин, объясняет Ведущий специалист IT-компании «Рекурс» Олег Симонов. Первый - это низкий уровень жизни. Резкий разрыв между богатыми и бедными приводит к невысокому уровню зарплат. Это не побуждает совершенствовать систему управления и внедрять электронный документооборот. Второй - это особенности менталитета руководства. Во главе множества компаний и органов власти стоят лица со старыми взглядами, далекими от высоких технологий. Для них факсимильная связь до сих пор является прорывом в области науки и техники, а к переписке посредством электронной почты они не привыкли. Третий - это высокая степень участия государства в капиталах компаний. Руководство таких организаций менее всего озабочено проблемой оптимизации расходов на содержание документооборота и обеспечения работы компании. Поэтому найм дополнительного сотрудника для “бумажной” работы для них не является проблемой, а для компаний из частного сектора - это проблема поиска ресурсов для оплаты заработной платы, налогов и страховых взносов. Если исключить эти факторы, неравенство может сойти на нет.
К тому же возможность развития цифровых технологий действительно сильно зависит от социальных и экономических условий в стране, добавляет директор аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. В случае с Китаем, например, существует ряд политических ограничений на использование сетевых технологий, которые не позволяют развивать данное направление, если оно применяется (а чаще всего так и бывает) в целях получения внешней информации. Во-вторых, Китай только входит в период массовой компьютеризации, которую ранее прошли развитые рынки. Интернет-покрытие в связи с этим будет повышаться, но направленность останется, в основном, экономической, например, онлайн-продажи и услуги. Для полноценного развития сетевых технологий этого недостаточно. Россия же сейчас показывает в этой сфере динамику лучше Китая – российские компании не испытывают столь жесткого политического давления в плане предоставления информации, следовательно, перспективы развития сетей связаны исключительно с экономической базой. По мере роста экономики будет расти и проникновение технологий. Это процесс небыстрый, но в России он идет активно – можно предположить, что уже в течение 3-5 лет мы сможет показать уверенный подъем в этой сфере.
Но стратегия развития ИКТ России, безусловно, нужна, соглашается веб-аналитик агентства i-Media Николай Захаров. Более того, подобная работа уже велась. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» была утверждена еще в начале 2008 года и на период до 2015 года включает формирование современной ИКТ инфраструктуры, а также повышение эффективности государственного управления и качества услуг в сфере образования, медицины, соцзащиты. Если планомерная работа в этом направлении будет продолжена, то цель попадания России в топ-20 стран по уровню развития информационных технологий в мире, которая поставлена при разработке данной стратегии, будет достигнута.