Сегодня в новосибирском Академгородке прошло внеочередное общее собрание Сибирского отделения РАН – крупнейшего регионального отделения в структуре большой Академии. Несмотря на все попытка председателя СО РАН академика Александра Асеева убедить коллег в поисках компромисса и организации диалога с правительством, научная общественность Сибири поддержала жесткий проект постановления. В котором, правда, не оказалось пункта об отставке всего правительства РФ.
Задолго до 10 часов утра, когда в Доме ученых СО РАН должно было открыться экстренное собрание академиков, на подступах к зданию наблюдалось большое столпотворение. С двух сторон от входа стояли столы, на которых любой желающий мог поставить подпись против проекта федерального закона о реорганизации РАН и государственных академий наук. В фойе царила возбуждающая суматоха, смешались в кучу академики, журналисты, коммунисты и др. Аналогичное общее собрание еще в понедельник прошло во Владивостоке – Дальневосточное отделение Академии приняло довольно жесткую резолюцию, отвергающую любые компромиссы и требующую отставки не только министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, но и премьера Дмитрия Медведева и его заместителя Ольги Голодец. От собрания в Новосибирске ожидались как минимум такие же решения.
Открывая мероприятие, академик Асеев сделал ставку не на эмоции, а на прагматичный анализ случившегося абсурда. Рано утром он вернулся в Новосибирск из Москвы, где провел встречи с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, помощником президента и бывшим главой Минобрнауки Андреем Фурсенко, а также самим Ливановым. И в ходе переговоров с ними Асеев вроде бы убедился, что надежды на благоприятное развитие событий у РАН еще есть. Во всяком случае, о том же Ливанове академик высказывался сегодня довольно нейтрально, напомнив, что министр от авторства над скандальным законопроектом открестился.
«В законопроекте заложена катастрофа. Это будет закон не о реорганизации, а о ликвидации академии – допустить этого мы не можем. Также мы не можем допустить разрушения базового принципа функционирования РАН – демократического стиля, выборности. Не можем допустить упразднения региональных отделений», - перечислил основные точки бифуркации Асеев. Но во всем остальном он неожиданно предложил искать позитив. К примеру, касаясь вопроса о реформировании системы управления имуществом, Асеев заявил, что если государство подтвердит свои права на земли и недвижимость, которые и так ему принадлежат (как известно, РАН наделено правом хозяйственного управления федеральным имуществом), это поможет академикам эффективнее отбиваться от попыток местных властей захватить научную собственность. Очевидно кинув камень в огород новосибирских чиновников, которые давно положили глаз на земли Академгородка (во всяком случае, так считает ряд членов президиума СО РАН), Асеев предложил порадоваться тому обстоятельству, что государство станет союзником ученых в вопросах защиты собственности. Конечно, только при условии «двух ключей» при управлении новым агентством, что пока в законопроекте не прописано.
Второй позитивный момент – наведение порядка с доходами от аренды имущества. Многие институты, заявил Асеев, давно превратились в офисные центры, основная статья доходов которых – не научные гранты, хоздоговора и даже бюджетные деньги, а арендные платежи. Эта проблема характерна и для научных центров СО РАН, признал академик, но особенно остро стоит она перед учреждениями в Москве. «Институт космических исследований в Москве сдает 10 тысяч квадратных метров. Это недопустимо!», - отрезал Асеев. Если новый закон поможет навести в этой системе порядок и обрубить каналы для непрофильных доходов, на которые некоторые институты уже привыкли существовать (некоторые – весьма даже неплохо), то от этого всем станет хорошо, считает председатель СО РАН.
Тем не менее, в существующем виде, отрезал Александр Асеев, закон не приемлем и должен быть отправлен на коренную переработку. В течение недели, «в пожарном порядке», при правительстве РФ должна быть создана рабочая группа, во главе которой должны встать кто-то из вице-премьеров (очевидно, Дмитрий Рогозин) и президент РАН Владимир Фортов. Председатель СО РАН также предложил закрепить в постановлении общего собрания пункты об обязательном определении статуса нового Агентства и создании его региональных филиалов; о порядке бюджетирования институтов на «переходный период» (пока в стране будет идти реорганизация государственных академий наук, они как юридические лица будут ликвидированы; необходимо обеспечить их бесперебойную работу в эти месяцы). «Это и нужно сейчас обсуждать с правительством. А если нас не будут слушать, тогда требовать его отставки», - заявил Асеев.
Впрочем, и он под конец не сдержал эмоций. Сославшись на слова нобелевского лауреата Андрей Гейма (ныне возглавляющий Общественный совет при Минобрнауки РФ ученый на днях заявил, что реформирование РАН необходимо, но он ожидал, «что Ливанов и Медведев окажутся умнее»), Асеев показал всем собравшимся фотографию вчерашнего крушения ракеты-носителя «Протон-М». «Вот к чему мы идем! Россия теряет все, мы падаем в пропасть и движемся к катастрофе. Допустить этого нельзя, нам этого не простят потомки», - заявил академик.
Остальные выступавшие ученые эмоций, в отличие от председателя СО РАН, уже не сдерживали. Речи академиков показали главное достижение правительственных реформаторов – им удалось смертельно оскорбить научную общественность; несмотря на присущую ученым интеллигентность и чувство такта, многие не стесняясь в выражениях переходили на личности. К примеру, глава Кемеровского научного центра СО РАН Алексей Конторович рассказал, что вице-премьер Ольга Голодец в своих декларациях указывала многомиллионные доходы. И предложил спросить у нее, где можно столько же заработать? Академик Николай Диканский, десять лет бывший ректором НГУ, вспомнил о своем общении с теперь уже отставным замминистра науки и образования Игорем Федюкиным. Общение это, по словам Диканского, показало ему абсолютную некомпетентность молодого чиновника. А некоторые в зале предлагали не разговаривать с Ливановым, а бить его.
Водораздел обозначился именно в этом вопросе – стоит ли налаживать с правительством диалог и пытаться договариваться, или же нужно занять жесткую позицию и никаких переговоров не вести? Мягкую позицию академика Александра Асеева общее собрание, очевидно, не поддержало. «Законопроект сырой и алогичный. В сухом остатке – ликвидация РАН в ее современном виде, ликвидация академический демократии, переход управления наукой от ученых к чиновникам, захват собственности по форме «Оборонсервиса», а также мораторий на молодость. Запрет на избрание академиков приведет к тому, что все РАН, и так не очень молодая, будем откровенны, постареет еще на три года», - рубил с плеча Алексей Конторович. Заявив, что никакой почвы для компромисса с правительством быть не может. Бывший глава СО РАН, академик Николай Добрецов добавил, что аппелировать нужно напрямую к президенту России Владимиру Путину, а уж он пусть сам разбирается с кабинетом министров. Николай Диканский призвал обращаться в Общероссийский народный фронт, поскольку речь идет о «защите стратегических интересов страны». А зампред СО РАН академик Михаил Эпов пошел еще дальше: «По Конституции РФ носителем государственной власти в стране является народ. И нам нужно обратиться к гражданам России». Если удастся собрать не менее 100 тыс. подписей против, законопроект будет отозван. А если Госдума успеет принять его на этой неделе в двух или, не дай бог, в трех чтениях, подписи позволят академикам обращаться в Конституционный суд РФ и требовать отклонения закона.
Принятое в итоге постановление общего собрания СО РАН было выдержано в агрессивном тоне. В него был включен пункт о созыве внеочередного Общего собрания РАН в кратчайшие сроки, а также анонсированное Добрецовым обращение к президенту «с просьбой в первую очередь рассмотреть вопрос о выполнении его поручений о развитии фундаментальной науки и совершенствовании деятельности государственных академий наук, высказанных на заседании Совета по науке и образованию при Президенте 30 апреля 2013 года и представленных в Перечне поручений Президента от 17 мая 2013 года». Закон о РАН ученые предлагают рассматривать лишь после «обсуждения этого вопроса в РАН и Совете по науке и образованию при президенте Российской Федерации».
Пункта об обязательной отставке правительства РФ в постановлении не было – и даже требование об увольнении Ольги Голодец, которое изначально в проекте присутствовало, из итогового документа исчезло. Александр Асеев постарался еще больше смягчить резолюцию, заявив, что есть надежда на поддержку ряда министров. Ливанов, по его словам, вообще готов лично прилететь в Новосибирск и пообщаться с учеными. Судя по принятому постановлению, сибирские ученые рассчитывают именно на компромисс. Но уже в общении с журналистами Асеев все же оговорился, что бороться с реформаторами академики будут до победного конца – причем любыми возможными путями. Академик Андрей Герменджи из Красноярска в качестве шутки предложил Минобрнауки РФ вслед за РАН заняться Русской православной церковью. «Чтобы священникам не отвлекаться от божьих дел, надо бы создать агентство по управлению церковным имуществом. Правда, если мы тут надеемся на защиту со стороны Путина, то у церкви более серьезный покровитель – Господь бог. Мало не покажется», - под овации и хохот зала заявил Герменджи. На что Александр Ассеев тут же ответил, что РАН уже отправило письмо с просьбой о поддержке на имя патриарха. Но, конечно, в решение общего собрания пункт о божественном вносить не стали.