Производитель антивирусных программ McAfее (дочерняя компания Intel) распространил отчет за I квартал этого года о состоянии потребительского рынка мобильных устройств. Из него следует, что Россия остается лидером по распространению вредоносных программ для мобильных приложений. По данным компании, в начале 2012 года общее количество выявленных в ее лабораториях вредоносных программ достигло 36 699. При этом 95% от этого количества появилась именно в 2012 году. Для сравнения: в течение всего 2011 года McAfее «выловил» только 792 вида новых мобильных вирусов.
«Наибольшее число таких приложений приходит в наши «зоопарки» из России, за ней следует США, на третьем месте Китай и затем Япония – на 4 месте», - отмечается в отчете компании.
Схожую статистику за тот же период дает и «Лаборатория Касперского» (McAfее выделяет угрозы для ПО мобильных устройств, россияне приводят общую статистику атак): Россия на втором месте в мире после США по наличию сайтов, с которых загружаются вредоносные программы.
«В рейтинге стран по количеству вредоносных хостингов Россия (19%, -6%) и США (25%, +3%) вновь поменялись местами — США вернули утраченную ранее первую позицию. Доли остальных стран по сравнению с четвертым кварталом практически не изменились», - отмечается в отчете «Лаборатории Касперского».
Примечание: Для определения географического источника веб-атак использовалась методика сопоставления доменного имени с реальным IP-адресом, на котором размещен данный домен, и установление географического местоположения данного IP-адреса (GEOIP).
«Статистические данные разных антивирусных компаний зачастую значительно отличаются друг от друга по ряду причин, - сообщил «Эксперт Online» руководитель центра глобальных исследований и анализа угроз «Лаборатории Касперского» Александр Гостев. – Но в целом возникновение большого числа разновидностей мобильных вирусов у нас вызвано, в том числе, и тем, что именно в России существует наиболее простой способ отъема денег у мобильных пользователей – при помощи отправки платных SMS на короткие номера. Только в России злоумышленники могут арендовать подобные сервисы практически анонимно и раз за разом уходить от ответственности. В других странах мира такой «легкой жизни» (возможности анонимно арендовать сервис коротких номеров) нет. Ситуация постепенно меняется, но увы, до полного её решения еще далеко».
Вредоносные программы помогают мошенникам получать самую разнообразную информацию: точные GPS-координаты пользователя, состояние его счета и личные данные. Есть также вредоносные программы, позволяющие мошенникам распоряжаться средствами на банковских счетах пользователей с помощью SMS. То есть кибер-преступники могут получить полный контроль над устройством в качестве бот-клиента.
По данным компании Juniper Networks (производитель телекоммуникационного оборудования для интернет-провайдеров, корпораций и государственного сектора), с марта 2012 по март 2013 года количество вредоносного ПО для мобильных устройств в мире выросло на 614% (против 155% за предыдущий период) и составило 276 259 образцов. Это пик роста мошеннических, шпионских и просто хулиганских операций посредством взлома ПО для мобильных устройств.
Аналогичные галопирующие темпы наблюдает и «Лаборатория Касперского», по данным которой только за январь, когда активность вирусописателей традиционно снижена, выявлено «всего лишь» 1263 новых вариантов «зловредов». Но в течение двух последующих месяцев уже было зафиксировано более 20 тысяч новых образцов вредоносного ПО для мобильных устройств. Для сравнения: за весь 2012 год компания обнаружила 40 059 самплов таких вредоносных программ.
Все мировые производители антивирусов отмечают взрывной, невиданный ранее ни в одной сфере, рост количества атак и разновидностей производимых вредоносных программ именно для устройств на основе Android. Некоторые компании отмечают, что в этом году на детище Google пришлось уже 99,9% обнаруженных новых мобильных вирусов.
«Да, относительно процентного количества угроз для персональных компьютеров, мобильные троянцы сейчас находятся в стадии взрывного роста: 40 059 из 46 415 модификаций и 138 из 469 семейств мобильных вредоносных программ попали в нашу коллекцию в течение 2012 года, - говорит Александр Гостев. – А наиболее значимым показателем в 2012 году стал галопирующий рост числа вредоносных программ для Android: если за весь 2011 год мы обнаружили почти 5300 новых вредоносных программ для всех мобильных платформ, то в некоторые месяцы 2012 года число обнаруживаемых нами Android-зловредов превышало это число. А если говорить об общем количестве уникальных вредоносных файлов, то их насчитывается уже более 6 миллионов!».
При этом пандемия «мобильной заразы», по данным разных компаний, распространяется именно из России.
«Не знаю, насколько точны данные компаний, но точно могу сказать, что обычно лидерами вредоносного ПО всегда были США, Голландия, Бразилия, - сообщил «Эксперт-online» президент Некоммерческого Партнерства РУССОФТ (крупнейшее в России объединение производителей ПО) Валентин Макаров. – То, что наши хакеры стали опережать остальных по качеству и количеству вредоносных программ, говорит о скопившемся в стране интеллектуальном потенциале, который, увы, остается не реализованным. Первое не удивительно – у нас отличная техническая школа. Второе вызывает огорчение, потому что все эти так называемые хакеры могли бы легально работать на российскую экономику, развивать сферу инноваций».
По данным НП РУССОФТ, в 2012 году Россия экспортировала программного обеспечения и услуг по его поддержке на $4,6 млрд (из них 60% пришлось на ПО и 40% – услуги). В прошлом году объем экспорта в этой сфере вырос на 16%, в этом году специалисты рынка ожидают прирост в 20%. Это при том, что спрос на мировом рынке на ПО вырос всего на 4% в прошлом году.
«А теперь представьте, каким мог быть оборот, если бы все эти хакеры вышли из тени и занялись бы созданием программного обеспечения, - продолжает эксперт. – Каждый из них может потенциально создать старт-ап, но не делает этого, поскольку его сразу задавят налогами. В том-то и проблема, что государство мало их поддерживает. А представители среднего бизнеса не рискуют создавать новые направления бизнеса и нанимать этих ребят на работу, поскольку у нас высокие ставки на социальное страхование. В итоге эти ребята вместо того, чтобы развивать свои идеи, заявляют о себе в сети – и их находят многочисленные мошенники, которые теперь переключаются все больше на мобильные приложения».
Для сравнения Валентин Макаров приводит такие данные: РОСНАНО стимулирует сейчас всего от 20 до 30 старт-апов в сфере производства и обслуживания ПО. В то время как только на уровне идей заявлено 1400 проектов. В реальности же, по всей видимости, их может быть еще больше.