В новом здании Технического университета Уральской горно-металлургической компании (УГМК) прошли первые занятия. Это первый на Урале корпоративный университет, который будет не только вести переподготовку своих сотрудников, но и участвовать в обучении студентов вузов и технических колледжей. Подобными учебными заведениями хотели бы обзавестись многие предприятия и корпорации, но до сих пор их сдерживал прежний закон «Об образовании», позволявший открывать совместно с вузами базовые кафедры только при научных учреждениях. Теперь взаимные интересы вузов и промышленников по идее могут быть реализованы в полной мере. Но только по идее, поскольку отсутствие подзаконных актов не позволяет предприятиям легитимно обучать совместно с вузами будущих специалистов. Представители правительства уже обсудили эту проблему с промышленниками и ректорами и вскоре готовы внести проект подзаконных актов в правительство. Неизвестно только, будет ли реализована инициатива бизнес-сообщества о предоставлении преференций тем компаниям, которые активно вкладывают средства в образовательные учреждения. В частности, это интересует и ОАО «ОАК», которое тоже намерено вскоре открыть свой специализированный вуз.
Основным инвестором Технического университета УГМК выступила, конечно же, сама Уральская горно-металлургическая компания. Общая стоимость проекта оценивается свыше 1,3 млрд рублей. Вложения УГМК в строительство здания площадью около 11 тыс. кв. м в Верхней Пышме составили почти 1,1 млрд рублей. Остальную сумму в проекте профинансировали правительство Свердловской области и Уральский Федеральный университет им. первого президента России Б.Н. Ельцина (УРФУ).
Новое здание может принять до 800 слушателей. Здесь размещены 21 учебная аудитория, конференц-зал, две римские аудитории, зал проектирования, столовая, электронная библиотека. Университет оснащен средствами видеоконференц-связи, документ-камерами, многочисленными интерактивными досками, проекторами и т. д.
«Все это позволит применять передовые методики обучения, такие как дистанционные лекции, компьютерное проектирование, вебинары и многое другое», – сообщила пресс-секретарь Технического университета УГМК Ольга Маслова. – Предприятия УГМК расположены в 12 регионах страны, общая численность персонала – около 80 тыс. работников. Компания остро нуждается в высококвалифицированных рабочих и специалистах, так как активно ведет модернизацию производства, внедряя современные технологии и приобретая новейшее оборудование. За год в университете будут проходить обучение 12 тыс. человек».
На начальном этапе здесь планируется готовить персонал для УГМК, а в дальнейшем предполагается сотрудничество и с другими компаниями. Сейчас ведутся переговоры с «Уральскими локомотивами» (группа «Синара») и энергетическими компаниями.
Первый в мире корпоративный университет создала компания McDonalds. В России корпоративные университеты имеют несколько компаний, в том числе Сбербанк, «Газпром», «Северсталь» и другие. Но они в основном занимаются повышением квалификации своих сотрудников и за плату – сотрудников своих партнеров. Исключение составляет разве что Корпоративный университет «Норильский никель».
«У нас есть лицензия университета, и по нескольким специальностям мы готовим бывших выпускников школ, и не только с дипломами о высшем образовании, – сообщил "Эксперту Online" Константин Горбунов, ректор НОУ «Корпоративный университет "Норильский никель". – Но мы не заменяем гособразование, а дополнительно решаем кадровую необходимость для предприятия, обучая бесплатно так называемых целевиков. Для остальных обучение платное».
Несколько иная структура у «Русала», который при своем департаменте по развитию кадров содержит сеть учебных центров при разных производствах. Но это скорее похоже просто на производственную практику.
Другое дело – базовые кафедры. Это и есть своего рода корпоративный университет «в зародыше». Одни из первых базовых кафедр в России были созданы в Московском физико-техническом институте. Это площадка, чаще находящаяся не в вузе, а на предприятии, где к теоретическим знаниям студентов сотрудники предприятия добавляют прикладной опыт именно с учетом технологии своей компании. Как правило, предприятие предоставляет производственное помещение и профильных преподавателей, а вуз дает основное образование и необходимый для этого инвентарь. Вот, в общем-то, простая и разумная схема, но у нас она долгое время мало реализовывалась. УГМК одна из первых отважилась на нечто большее и системное.
«Другие университеты в основном ведут переподготовку своих сотрудников. Мы же первый технический университет, который ведет для студентов собственные программы, а также комбинирует эти программы с основными программами УРФУ и государственных профессиональных колледжей, – пояснил "Эксперту Online" заместитель директора по персоналу УГМК Вячеслав Лапин. – У нас будет реализовано много прикладных направлений, что связано с профилем предприятия – от добычи полезных ископаемых до производства готовой продукции. Это не пять-десять программ, как у многих предприятий, только в этом году у нас их будет 86».
По сути, это первая легитимная «ласточка», которая появилась благодаря новому закону «Об образовании», вступившему в силу с 1 сентября. По прежнему закону компании не позволили бы совместно с вузом обучать студентов на своей производственной площадке. Ранее создавать базовые кафедры, а тем более системно обучать студентов вузов можно было только на базе научных организаций, в крайнем случае, научно-производственных.
Собственно, некоторые именно так и выходили из положения.
«Мы выпускаем в основном специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса, а в их структуре часто есть научные объединения или они сами в них входят, – поделился с "Экспертом Online" Владимир Хворенков, проректор по научной работе Ижевского государственно-технического университета (ИЖ ГТУ). – Нам было просто при них создавать базовые кафедры в рамках прежнего закона "Об образовании". Но теперь возможности расширены».
Ввиду новых возможностей ИЖ ГТУ уже ведет работу по открытию трех новых базовых кафедр, в планах еще пять. В частности, речь идет о взаимодействии ИЖ ГТУ с концерном «Калашников», Сбербанком, ВТБ-24, Ижевским радиозаводом. Причем об этом вуз просят сами промышленники, которые остро нуждаются в кадрах, но не могут сами обучать их.
«С инициативой выступают в основном сами предприятия, и это понятно: у них появляются новые технологии, и они уже требуют новых образовательных программ именно под эти технологии. Но, опять же, для этого нужны четкие подзаконные акты, – говорит Владимир Хворенков. – Потому что вот сейчас ведем работу по открытию новых кафедр, а юристы начинают задавать резонные вопросы: как что оформить, как вообще лицензировать. Не всегда даже в министерстве могут это подсказать».
Видимо, именно ввиду лояльности правительства к своему новому закону «Об образовании», подписанному президентом еще в декабре прошлого года, но отложенного для вступления в силу по формальным основаниям, УГМК удалось получить все лицензии.
«Да, новый закон развязал нам руки, – говорит Вячеслав Лапин. – Но поясним, что и новый закон позволяет давать образование на производственной площадке только в случае, если программа соответствует профилю предприятия. В нашем случае металлургическая программа соответствует. Но мы бы хотели в будущем развивать также энергетическое, механическое направления».
Заместитель декана факультета бизнес-информатики НИУ ВШЭ Светлана Мальцева считает такое ограничение не лишним.
«Компании для сотрудничества с вузами нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто предприятия, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны сами знать, чему обучают, представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами», – говорит Светлана Мальцева.
Впрочем, обязанность обучать только тому, что делаешь сам, пока никто не обсуждает, хотя это и дает предприятиям и вузам реализовать в полной мере совместные интересы (многие имеют планы развития по новым видам деятельности). Главная проблема в том, что к новому закону «Об образовании» еще не прописали многих подзаконных актов. Поэтому, как и говорил Владимир Хворенков, юристы еще не знают, как верно оформить все документы для лицензирования. Непонятно, в частности, кто и как при взаимодействии с вузами должен оплачивать обслуживание здания, построенное за счет предприятия, но в котором большую часть времени преподают основные дисциплины. Кто должен содержать и ремонтировать оборудование, не прояснены многие другие формальные вопросы. УГМК многие имущественные вопросы удалось решить за счет собственных договоренностей с вузом и правительством региона. Но в основном на свой страх и риск. К примеру, в построенном предприятием здании восемь лабораторий оборудованы за счет УРФУ, который вложил в них 150 млн государственных средств. Предприятие же для своих специальных программ закупило современное образовательное оборудование, 3D-тренажеры и прочее. Правительство области профинансирует на 60 млн рублей модернизацию технических колледжей, в которых УГМК также будет вести свои дисциплины, причем с внедрением профессиональных стандартов, что давно уже никто не делал. Также сообщается о планах совместного с правительством строительства открытого метро от Екатеринбурга до Верхней Пышмы.
Пока все идет гладко, но в случае возникновения хозяйственных споров (например, при смене руководства), договоренности могут быть расторгнуты, и тогда пострадают первым делом студенты, оставшись с обманутыми надеждами.
Поэтому сейчас Минобрнауки в спешном порядке прописывает эти подзаконные акты, причем, что радует, делает это, советуясь с вузами с промышленниками. Этой теме было посвящено прошедшее в Верхней Пышме 3 сентября выездное рабочее совещание при заместителе министра образования и науки Александре Климове. Речь шла «о снятии существующих нормативно правовых ограничений для эффективного взаимодействия предприятий реального сектора и учебных заведений». В совещании участвовали представители Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), Объединенной судостроительной корпорации, УГМК и других крупных промпредприятий. Участники совещания отметили, что представители правительства, а среди них были чиновники Минпромторга и Минэкономразвития, выслушали их с пониманием.
«У нас более ста предприятий, и нам особенно важно, чтобы была реальная связь между вузами и производством, – поделился с "Экспертом Online" советник президента ОАО "ОАК" Сергей Рыбак. – Мы сотрудничаем со многими вузами и рассчитываем, что новый закон поможет готовить специалистов, соответствующих требованиям работодателя. Тем более это важно, поскольку ОАК в будущем году вместе с крупнейшими техническими вузами страны и рядом предприятий отрасли начнет обучение специалистов в создаваемом в подмосковном Жуковском новом вузе. Выпускники будут соответствовать не только современным требованиям ведущих компаний, но и тем, что будут предъявляться в 10-15-летней перспективе».
Но, конечно, устранение мелких юридических недоработок – это далеко не все, на что рассчитывают промышленники.
«Мы просили учесть, что бизнес несет затраты и неплохо бы государству их компенсировать, – говорит Вячеслав Лапин. – Например, относить расходы на обучение к себестоимости, компенсировать часть процентов по кредитам для строительства учебных корпусов, давать прочие меры господдержки. Это позволит укрепить и даст новый виток развитию государственно-частного партнерства в сфере подготовки кадров».
Одним из лучших примеров государственно-частного партнерства последних лет в области подготовки специалистов для промпредприятий считается программа «Будущее белой металлургии», реализуемая Челябинским трубопрокатным заводом, правительством Свердловской области и Первоуральским металлургическим колледжем, которому на средства предприятия построили здание и оборудовали его по последнему слову техники. Правительство предоставило предприятию при этом некоторые преференции. По этому поводу президент Владимир Путин даже заявил: «Хочется перед теми, кто это сделал и делает такие проекты, просто снять шляпу. Вот в этом будущее нашей экономики».
Но теперь речь идет о том, чтобы обеспечить господдержку на федеральному уровне, поскольку не все регионы готовы идти навстречу промышленникам, которые в свою очередь не рискуют или не могут вкладывать средства в развитие подготовки профессиональных кадров.
«Мы согласны с тем, что бизнесу следует дать преференции при создании базовых кафедр и при создании собственных образовательных центров и университетов, – соглашается Владимир Хворенков. – Вот, к примеру, сейчас есть проект постановления правительства о программе подготовки кадров для ОПК. Программа предусматривает, кроме всего прочего, и детское техническое обучение, и для этого тоже надо создавать образовательные учреждения или отделения. Но если предприятие еще готово оплачивать подготовку специалистов среднего и высшего звена, то как заставить их заниматься детьми в настоящих условиях – непонятно. Пока они могут создавать такие учреждения только за счет прибыли».
Сейчас утверждается протокол прошедшего совещания, а после будет подготовлен проект поправок в некоторые законы и проект подзаконных актов. Предполагается, что в Госдуму уже до конца года будет внесен ряд инициатив на эту тему. Промышленники и ректоры специализированных вузов с нетерпением ждут, окажутся ли в пакете проекта поправок их предложения о госгарантиях тем, кто готов вкладывать часть прибыли в будущее развитие.