— Японское правительство, озабоченное стагнацией в фармотрасли и ее закрытостью, в 2007 году приняло программу, которая должна способствовать более динамичному развитию компаний и их глобализации. Какие конкретные меры этому способствуют?
— Действительно, для Японии фармацевтическая промышленность является очень важной. Эта отрасль достигла определенного потолка, и ей были необходимы новые возможности для роста. Японская фарма отличается нацеленностью на высокотехнологичные препараты. Известно, что вложения в новые лекарственные средства с каждым годом растут, поэтому японское правительство первым делом приняло решение о налоговых льготах для инвестиций в области R&D, в создание новых инновационных лекарственных средств.
— Под какие тренды мирового рынка компания подстраивает сегодня свою стратегию?
— На мой взгляд, самый главный тренд — возросшая роль развивающихся рынков. Если раньше фармкомпании фокусировались на так называемых зрелых рынках и основной доход получали от блокбастеров, то сейчас, в связи с окончанием срока действия патентов на многие блокбастеры, компании не могут ожидать тех прибылей, которые у них были до недавнего времени. К тому же рост на зрелых рынках прогнозируется весьма незначительный. А развивающиеся рынки хотя и занимают только около 40 процентов общего объема фармрынка, но будут обеспечивать до 70 процентов роста. Поэтому многие международные компании устремились именно на них. То же сделала и Takeda, купив Nycomed.
— Японские компании были достаточно закрытыми до самого последнего времени. Это связано только с тем, что японский рынок был достаточно большим и компании это устраивало, или были еще какие-то причины?
— Во-первых, дело в том, что японский рынок — второй после США, и для многих японских компаний его было вполне достаточно, чтобы получать прибыль. Мы одна из немногих японских компаний, сделавших глобализацию своей стратегией и старающихся стать международными игроками. Во-вторых, в Японии существует система универсального страхового здравоохранения, фармпромышленность страны в большой степени регулируется государством. Правительство каждые два года снижает цены на лекарства, тем самым сокращая прибыли компаний. И это тоже побуждает нас искать новые рынки.
— В Takeda в последние годы появилось немало иностранцев на руководящих должностях. Насколько трудно было и японцам, и иностранцам?
— Это было не очень просто. Но поскольку мы хотим быть глобальным игроком, нам необходимо было делать менеджмент более разнообразным, самим интегрироваться в другие культуры и интегрировать в свой менеджмент новых людей, знающих другие культуры и другие рынки. Для меня это тоже была большая перемена. Какое-то время я подчинялся немцу Френку Мориху, до него у меня был руководитель из США, и конечно, это помогло и мне, и другим менеджерам понять, как развивается мировой рынок, помогло нам туда влиться.
— Takeda обозначила два главных направления в своей стратегии — укрепление на зрелых рынках за счет инновационной продукции