«Академики не научились голосовать»
Вопрос о возвращении во второе чтение законопроекта о реформировании Российской академии наук в повестке пленарного заседания Госдумы дня значился третьим по счету. По регламенту депутаты в начале заседания могли высказываться по всем вопросам, которые считают важными, но большинство все же говорили в основном о РАН, называя этот законопроект судьбоносным для будущего российской науки.
Как выяснилось, свою позицию по вопросу РАН резко изменил лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который ранее предлагал полностью поддержать вариант законопроекта, предложенный правительством РФ к первому чтению еще в июле. Тогда речь шла о расформировании академии и наделении президиума РАН и самого президента чисто представительскими функциями. А все важные вопросы, начиная от приоритетов в финансировании до прямого управления институтами, предлагалось отдать в ведение правительства и специально созданного им агентства. Но ко второму чтению уже на следующий день после первого в законопроекте все же появились некоторые уступки, в основном формального характера (самая значимая – оставить академию бюджетным учреждением, а не общественной организацией, как предлагалось ранее).
«Нам говорят, что ведущие мировые ученые поддерживают наших академиков. Но это потому, что сейчас академики выступают против власти, - кричал с трибуны как всегда чем-то рассерженный Владимир Жириновский. – Мы тоже сейчас поддерживаем предложения академиков. Спорных осталось только два вопроса – не сливать медицинскую и сельскохозяйственную академию в одну. Но мы считаем, что их надо объединить для повышения авторитета одной академии. А то сейчас кто угодно называет себя академиком, даже значки на улице продают. И второй вопрос – академики против того, чтобы всем управляло правительственное агентство. И здесь мы тоже готовы их поддержать. Хотя академики сами ищут поддержку в Госдуме, но не научились голосовать. Всегда голосовали за «Яблоко», за КПРФ, кого угодно…» - не упустил случая упрекнуть академиков лидер ЛДПР.
На самом деле спорных вопросов куда более двух. Президиум академии РАН еще после первого чтения предложил несколько десятков поправок к законопроекту, все лето поступали новые предложения. Однако пока что официально на сайте Госдумы проекта поправок нет вообще никакого. Есть только вариант законопроекта, утвержденного в начале лета во втором чтении. В нем говорится, что все научные учреждения передаются в ведение правительственного агентства, которое будет финансировать институты и управлять имуществом академии. Предложение РАН о том, что она должна остаться главным распорядителем бюджетных средств и управлять научными учреждениями, нигде на сайте Госдумы обнаружить не удалось. Этот же вариант законопроекта предполагает объединение РАМН и РАСХН с самой РАН. Он также сохраняет инициативу правительства о переводе членов корреспондентов РАН в статус академиков, против чего также возражают ученые.
Ученых оставили под дождем
«Сегодня мы рассматриваем очень важный вопрос, уважаемый Жорес Алферов и другие академики уже не раз подробно рассказывали о состоянии отечественной науки, - взял слово единоросс Николай Булаев. – Но я не услышал от них ответа на самый главный вопрос: а что делать? Оставить все как есть? Представители КПРФ при рассмотрении в первом чтении демонстративно вышли из зала, это в их духе – самоустраниться от решения проблем. А остальные три фракции все лето усиленно работали над законопроектом, и не было ни одного предложения, которое осталось неучтенным».
Трудно понять, что имел в виду депутат, но пока официально не утверждена ни одна поправка, сделанная на основе десятков предложений ученых. Более того, в конце прошлой недели сумятицу внес текст поправок, который вроде бы поступил в комитет по науке и наукоемким технологиям от администрации президента. Группа ученых расценила этот текст как нарушающий все договоренности президента РФ Владимира Путина с президентом РАН Владимиром Фортовым. Эти поправки, по сути, возвращают первоначальный вариант законопроекта о реформе РАН. То есть предполагают полное подчинение институтов их финансирование правительству, которое будет прямым заказчиком научных разработок (читай – определять направление науки).
«Да, внутри законопроекта немало противоречий, - продолжил Николай Булаев. - Вот ученые боятся, что придет наемный менеджер управлять ими. Но надо внимательнее читать: он пройдет представление президиума РАН, президента, коллектива. В законопроекте есть восемь статей, которые усиливают роль академии в фундаментальных исследованиях. Да, агентство будет утверждать их, но определять направления будет сама РАН. Вчера мы долго сидели, встречались с академиками, из 30 их предложений только одно не было учтено, которое рушит саму концепцию реформирования. Мы сказали: найдете способ не разрушать концепцию – примем и эту поправку».
Николай Булаев позднее уточнил, что именно единороссы считают основой концепции реформирования:
«Единая Россия» предлагает две важные новации: чтобы агентство по управлению институтами и имуществом напрямую подчинялось правительству, и чтобы президент назначал руководителя этого агентства».
Скорее всего, имеется в виду президент России, а не РАН. По всему выходит, что основа концепции реформирования РАН по версии «Единой России» - в управлении закрепленным за ней имуществом.
Депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева предложила коллегам посочувствовать ученым, которые в это время пикетировали здания Госдумы. Накануне «прогулки у стен Госдумы» предложила организовать группа академиков.
«Там, под дождем стоят молодые ученые, среди них может, есть будущие нобелевские лауреаты. И нам потом будет стыдно, что жизненно важный для науки вопрос мы обсуждаем без них. Они там стоят дисциплинированно, тихо, мерзнут. Предлагаю пригласить их сюда и обсуждать будущее науки вместе с ними», - предлагала сжалиться над учеными Оксана Дмитриева.
Спикер Госдумы Сергей Нарышкин сориентировался, в чем дело, и поставил предложение Оксаны Дмитриевой на голосование. Но увы, идея не нашла поддержки у большинства депутатов. Коммунисты пытались возразить, что мол, произошел сбой техники при подсчете голосов, но повторного голосования не последовало.
«Кто и куда нас гонит?!»
«Я предлагаю взять паузу, чтобы депутаты смогли внимательнее ознакомиться с поправками, - заявил депутат от КПРФ Валентин Романов. – Здесь самый принципиальный вопрос – о создании правительственного агентства. Но в стране, которая подвержена коррупции, такой вопрос в спешке решать нельзя».
Его соратник по партии Виктор Коломейцев пошел еще дальше:
«Надо снять третий вопрос с голосования, провести парламентские слушания, совместно с правительством, и только потом уже что-то рассматривать».
В ходе голосования выяснилось, что большинство против паузы и парламентских слушаний. После этой небольшой заминки единоросс Владимир Кононов перешел непосредственно к делу:
«Я хочу напомнить, что законопроект о реформе РАН прошел уже два чтения. В июле спикер Сергей Нарышкин говорил, что к вопросу вернемся осенью, вот пришла осень, сколько можно обсуждать. Все фракции внесли свои предложения, президент обсуждал этот вопрос с президентом РАН Фортовым, все стороны единодушны в одном: реформа нужна. В итоге комитет по науке и технологиям собрал все предложения, объединил этот коллективный труд. Поэтому предлагаю вернуть третий вопрос во второе чтение».
Вопрос тут же поставили на голосование – и надо же, крайне редкий случай в Госдуме: все 443 голосовавших - «за». Никто даже не воздержался. Напомним, что именно «Единая Россия» в июле настояла на том, чтобы законопроект о реформировании РАН рассмотрели во втором чтении уже на следующий день после первого – видимо, чтобы никто не успел одуматься. Пожалуй, только после встречи Владимира Путина с Владимиром Фортовым всем стало ясно, что следует взять паузу на все лето. Иначе, не исключено, законопроект так же лихо прошел бы и третье чтение. Однако по всему видно, что и теперь «Единая Россия» сбавлять темп не собирается. Владимир Кононов предложил Сергею Нарышкину уже сегодня до 18-00 подготовить постановление Госдумы о внесении поправок и уже завтра рассмотреть законопроект во втором чтении. Сергей Нарышкин пообещал, что с постановлением успеют и до 16-00.
«Вы что, издеваетесь? - возмутился Виктор Коломейцев. – По регламенту положено за три дня с документами знакомиться. Мы же не успеем даже прочитать».
«У нас в повестке дня масса вопросов, сейчас надо всем бросать документы и читать поправки, вы что? – не сдерживал эмоций другой депутат от КПРФ Владимир Романов. – Одумайтесь, что мы делаем? Кто нас и куда гонит?!»
Депутат Олег Смолин напомнил, что по регламенту депутат имеет право знакомиться с поправками до 30 дней и предложил вовсе вернуть законопроект в режим первого чтения, как то предлагали ранее академики. Но Сергей Нарышкин не внял его предложению и на голосование вопрос ставить не стал. Он напомнил, что до сих пор речь шла о предложениях к законопроекту, а поправками он станут только сейчас, после вынесения постановления Госдумы.
«Все лето люди работали, и что теперь – все усилия будут сведены на нет? – возмутилась депутат Тамара Плетнева. – Зачем фарс-то устраивать?»
Либерал-демократам стало понятно, что «Единую Россию» и Сергея Нарышкина пора выручать:
«Вы, Антон Васильевич, неплохо загорели, я смотрю, – обратился к депутату Романову Алексей Митрофанов. - Я вас летом в Госдуме не видел, когда все работали здесь с поправками. У кого есть поправки – внесут их до 18-00 и все».
«Кто-нибудь вспомнил, что речь идет о пятидесяти пяти тысячах ученых, которые находятся в подвешенном состоянии? – поддержал однопартийца Михаил Дегтярев. – Именно поэтому надо вопрос быстро решать. Все поправки уже согласованы».
Теперь стало «ясно», почему так спешит «Единая Россия» - исключительно из заботы об ученых.
Осталось только не ясно, кто с кем согласовывал поправки. Не известна пока и судьба поправок, которые приписывают администрации президента, нет понимания, какие предложения ученых будут учтены, а какие нет. Учитывая единодушие по реформе РАН «Единой Росси» и ЛДПР, которых в Госдуме большинство, вряд ли уже удастся что-то изменить в законопроекте. Академиков, скорей всего, попросту поставят перед фактом, как это было уже в начале лета при первом и втором чтении судьбоносного для них законопроекта.