Несмотря на то что, по прогнозам экспертов, в ближайшие три года «облачные» АТС будут занимать не более 5% рынка, спрос на эту услугу медленно, но верно растет. Чего не скажешь о традиционных учрежденческих АТС. Последние два года были не самыми удачными для всех вендоров: согласно исследованиям J'son & Partners Сonsulting, рынок УАТС упал в среднем на 2,2%.
Основным потребителем «облачных» IP-АТС за счет простоты организации и относительной доступности является средний и малый бизнес. Крупные компании все больше нуждаются в комплексных решениях, которые включают в себя не только системы связи, но и безопасности, документооборота и т.д.
Руководитель отдела маркетинга и продаж АТС ООО «Панасоник Рус» Николай Школьников поделился мнением о текущем положении дел на российском рынке связи, о перспективах его развития и рассказал, что предлагает в сложившейся ситуации крупнейший производитель АТС.
В последние годы наблюдается постепенное падение рынка УАТС. Как вы считаете, с чем это связано?
В России в силу общей экономической ситуации ощущается спад в сегменте малого бизнеса. Как лидеры рынка мы заметили эту тенденцию еще год назад. По нашим прогнозам и прогнозам аналитиков, спад продолжится. Это подтверждается исследованием J’son & Partners Consulting за первое полугодие 2013 года. Корпоративный рынок чувствует себя более стабильно, но и там с ноября 2013 года ощущалось сокращение бюджетов. В связи с этим ведущие вендоры в декабре прогнозировали результат в среднем минус 10% оборота по сравнению с показателями прошлого года.
Кроме того, проникновение высокоскоростного интернета по всей территории России повысило спрос на IP-решения в области связи. Сегодня повсеместно говорится о развитии «облачных» технологий. Компании малого и среднего бизнеса являются основными потребителями «облаков», так как при организации системы связи они не требуют первоначальных серьезных вложений. То есть пользователи СМБ все чаще отказываются от оборудования и предпочитают «облачные» решения. По прогнозу J’son & Partners Consulting, годовой объем российского рынка «облачных» услуг SIP-телефонии в частном и корпоративном сегментах к концу 2014 года по сравнению с 2012 годом удвоится и достигнет в базовом сценарии 8,4-10 млрд рублей. При двукратном процентном росте в абсолютных величинах объем рынка «облачной» телефонии не большой, и связано это с тем, что основными потребителями этого рынка являются компании малого бизнеса.
Какие телекоммуникационные решения пользуются сейчас наибольшим спросом?
Основной тренд последних лет – интеграция. Решение, которое необходимо заказчикам разного уровня, в том числе в сегменте СМБ, включает в себя не только организацию корпоративной связи. В данном аспекте Panasonic является единственным производителем, способным предложить именно комплексное решение, состоящее из оборудования связи, систем безопасности, документооборота и т.д. Неотъемлемой частью такого решения также являются услуги по внедрению, сопровождению и технической поддержке проекта, что высоко ценится нашими клиентами.
На какие критерии ориентируются заказчики при выборе телекоммуникационного решения?
Я бы распределил приоритеты таким образом: гибкость, то есть возможность интеграции, возможность наращивать функциональность в дальнейшем, масштабируемость (наращивание емкости), стоимость владения. Цена является важным, но не ключевым критерием. Главный фактор выбора телекоммуникационного решения – его эффективность, то есть соответствие конкретным бизнес-задачам.
Из чего состоит классический проект и от каких факторов зависит успех его реализации?
Можно выделить семь основных этапов: формирование задачи, выбор интегратора, анализ задачи, составление грамотного технического задания, реализация, постпродажная поддержка.
Проект модернизации или создания телефонной сети на базе профессионального оборудования, которым является АТС, имеет успех только в случае участия квалифицированных специалистов.
Исходя из этого, Panasonic создала по всей России сеть авторизованных партнеров – «Технические центры АТС Panasonic». Клиент, обращаясь в эти компании, может быть уверен за успешную реализацию проекта и высокий уровень его поддержки.
Как изменилась маркетинговая политика Panasonic в последние год-два?
Я уже отмечал, что сейчас в России в силу ряда причин малый бизнес чувствует себя не очень хорошо, поэтому основная цель компании Panasonic – корпоративный рынок.
На российском рынке стартовали продажи новой IP-АТС KX-NS1000, ориентированной в большей степени на крупный корпоративный бизнес. Новая разработка была хорошо принята рынком и успешно конкурирует с более «тяжелыми» вендорами.
В сегменте малого бизнеса мы планируем расширить линейку SIP-терминалов, ориентированных на пользователей виртуальных АТС. Два года назад мы впервые представили линейку проводных и SIP-DECT телефонов. За это время интерес к ним возрос. Многие пользователи рекомендуют это решение для своих «облачных» сервисов как оконечное оборудование, надежное и качественное.
В чем уникальность новой платформы IP-АТС KX-NS1000?
Это принципиально новый стратегический продукт Panasonic, ориентированный на корпоративный рынок и госзаказчиков. Он объединяет в себе все преимущества использования IP-телефонии и возможность расширения функционала за счет интеграции аппаратного и программного обеспечения. Система идеально подходит для крупного бизнеса, так как позволяет объединять в единую сеть до 16 IP-платформ KX-NS1000 с возможностью центрального администрирования из одной точки и подключать до 8 тыс. IP-абонентов.
Одним из ключевых достоинств новой IP-платформы является возможность подключения к ней моделей предыдущей линейки IP-АТС Panasonic в качестве шлюзов для расширения емкости, получив при этом возможность использовать традиционную телефонию. Таким образом, KX-NS1000 позволяет сохранить инвестиции в телефонию, быстро и экономично расширить систему в дальнейшем.
Какие преимущества бизнесу дает модернизация телекоммуникационной инфраструктуры?
Использование современных технологий позволяет повысить эффективность бизнес-процессов компании в целом. Многие рутинные операции могут быть автоматизированы. Благодаря этому освобождается время для более приоритетных задач. Этот аспект, несмотря на явный экономический эффект, до недавнего времени мало учитывался при принятии решения о модернизации IT-инфраструктуры.
Кроме того, благодаря выгодным тарифам на услуги провайдеров IP-телефония позволяет существенно экономить на связи. Особенно это касается компаний с разветвленной структурой с филиалами по всему миру. В новых решениях всегда используется оборудование с поддержкой SIP-протокола, что позволяет интегрировать разнородные решения в единой сети.
Что ждет российский телекоммуникационный рынок в будущем?
Многое зависит от экономической ситуации в целом. В данный момент налицо несоответствие широких возможностей предлагаемых решений и неготовность заказчиков инвестировать в эти решения (дефицит бюджетов на развитие IT).
По-прежнему будет развиваться IP-телефония на фоне снижения рынка фиксированной связи. По данным агентства iKS-Consulting, ежегодно в России становится на 0,8-1 млн меньше абонентов местной телефонии, а трафик междугородных и международных звонков продолжает «перетекать» в сети операторов сотовой связи и VoIP.
За прошедший 2013 год нашей компанией реализовано множество проектов для медицины и образования. В этих отраслях наконец-то были выделены бюджеты на развитие ИТ, и строить инфраструктуру предстоит практически с нуля. В силу отсутствия единой концепции, постановки задачи каждый регион делает это по-своему. В этом случае мы имеем положительный локальный опыт, который хотелось бы распространить на федеральный уровень. Есть надежда, что на базе таких проектов в итоге будет выстроена единая концепция среднесрочного развития ИТ в этих отраслях. Можно уверенно сказать, что производители и поставщики решений готовы к реализации самых смелых пожеланий заказчика, и это будет способствовать развитию телекоммуникационного рынка.