«Рынок уже изменился. Вы просто заметите это чуть позже», — улыбается руководитель направления «облачной» инфраструктуры компании Softline Леонид Аникин в ответ на вопрос о том, как удаленный доступ к инфраструктуре и программному обеспечению изменит ИТ-рынок. За последние несколько лет действительно произошло невероятное: развитие интернет-технологий фактически избавляет пользователей (прежде всего корпоративных) от покупки серверов, найма программистов и даже покупки офисного ПО. Все это можно найти в удаленном доступе, а предложения по таким «облачным» технологиям стремительно дешевеют. В ближайшей перспективе это изменит рынок до неузнаваемости: уйдут в прошлое предложения по продаже «железа» для бизнеса, наступит кризис на рынке труда для системных администраторов, а компании, которые предоставляют «облачные» услуги, станут массивнее.
Что такое «облака»
«Облачные» технологии построены на простом принципе: не нужно платить за что-то неподъемные деньги, если это есть в доступной аренде. Допустим, вы переехали в другой город и вам где-то нужно жить. Варианта два: купить квартиру или снимать ее. Первый дорогостоящий и не всегда нужный — вдруг придется переезжать дальше. Второй дешевый и мобильный. А главное, куда более доступный. Так же и с «облаками».
Сейчас на рынке, по сути, несколько предложений, которые объединяют в себе весь спектр технологических возможностей «облаков». Это направления «приложение как услуга» (Software as a Service, SaaS), «платформа как услуга» (Platform as a Service, PaaS) и «инфраструктура как услуга»: системное ПО, серверы (Infrastructure as a Service, IaaS). В первом случае речь идет об аренде программ без их установки на компьютер, во втором — о развитии некоей среды для коммуникаций в организации (видеоконференции, сервис совместной работы с документами и прочее), в третьем — об удаленном доступу к серверному пространству, без необходимости покупки «железа».
«В самой концепции удаленного доступа к той или иной услуге нет ничего нового уже очень давно. Свою нишу эти решения заняли, даже прошли некоторое испытание временем. Сейчас мы наблюдаем период зрелости технологии, и эта ситуация позволяет считать ее успешной как с технологической, так и коммерческой точки зрения. То есть я считаю, что на рынке есть еще возможность для экстенсивного роста», — говорит технический директор группы компаний 2B Group Алексей Шовкун.
Его слова подтверждает статистика (см. графики 1–3). По данным одного из лидеров рынка компании Parallels (кстати, имеющей корни в том числе в Новосибирске), в прошлом году только малый и средний бизнес потратили на «облака» около 17 млрд рублей, а уже через два года эта цифра достигнет 37,7 миллиарда. При этом рост будет ускоряться с нынешних 25–30% до 40% ежегодно. По другим данным, взрывной рост наблюдается уже сейчас. «По данным, которые представила недавно компания iKS-Consulting, рынок последние годы растет приблизительно на 50 процентов в год. Например, у Softline есть множество клиентов с количеством компьютеров от 100 до тысячи, которые полностью перенесли свою инфраструктуру в наше «облако», оставив у себя только компьютеры, подключенные к интернету», — говорит Леонид Аникин.
В любом случае это почти вдвое ниже, чем в европейских странах — сказывается некоторая отсталость российского рынка и консерватизм отечественных потребителей. Даже судя по структуре потребления «облачных» услуг, основные клиенты сервиса — это крупные компании, поскольку львиная доля рынка приходится на хостинг и бизнес-приложения. Малый и средний бизнес смотрит на «облака» настороженно.
И это еще одна очевидная ниша, которая будет заполняться, поскольку преимущества «облаков» слишком уж очевидны. «Мы посчитали, что затраты на сопоставимый пакет программ для бизнеса при применении национальной «облачной» платформы уменьшаются в 30 раз, сроки внедрения — в пять раз», — говорит вице-президент, директор макрорегионального филиала «Сибирь» «Ростелекома» Максим Кудрявцев. По подсчетам его компании, только в Новосибирской области потенциальный рынок «облачных» продуктов для бизнеса может заинтересовать 500–600 компаний. «Уже сейчас «облака» пробуют 120 компаний — «Ростелеком» дает возможность 30-дневного бесплатного пробного периода», — говорит коммерческой директор сибирского филиала компании Валерий Беленький.
Все в «облака»
Конечные продукты, которые скрываются за логикой «удаленного» доступа, также вполне просты и понятны. Например, в национальной «облачной» платформе «Ростелекома» О.7 бизнес имеет возможность удаленно пользоваться услугами компании 1С, установить «облачную» АТС без покупки дорогостоящего коммуникационного оборудования, пользоваться сервисом Web-видеоконференций.
Однако участники рынка в один голос говорят: несмотря на очевидные преимущества технологии, освобождающей бизнес от необходимости «закапывать» существенные инвестиции в ИТ-оборудование, для повсеместного распространения «облаков» должно пройти время. «Думаю, нужно примерно полтора года, чтобы эти сервисы стали использоваться бизнесом повсеместно. Это прежде всего вопрос привыкания к новым услугам», — уверен Беленький. «Вспомните, десять лет назад использование карт Visa у нас было гораздо ниже, хотя продукт на рынке широко присутствовал и был вполне надежен. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Этот же путь проходят сегодня «облака» — постепенно растет зрелость их пользователей и появляется доверие к продукту», — соглашается генеральный директор AT Consulting Сибирь Дмитрий Гоков.
На этот счет тоже есть статистика. По данным совместного исследования Marketvisio и Orange Business Services, через несколько лет более 75% всех затрат бизнеса на ИТ так или иначе будут связаны с «облачными» технологиями, и руководители предприятий будут считать переход на «облака» первоочередной стратегической задачей. По данным опроса российских предпринимателей, о том, что в первую очередь на предприятиях будут внедрены «облачные» технологии, говорят 46% опрошенных. Для сравнения: следующий по популярности сервис унифицированных коммуникаций (создание локального корпоративного месенджера или почтовой связи) набирает только 25,8% голосов. «Мы как консалтинговая компания видим настроение на рынке. Так вот, уже практически все программные продукты, разработанные и внедренные нами для наших заказчиков, имеют «облачную» архитектуру. Сегодня это становится одним из главных условий конкурентоспособности», — констатирует Дмитрий Гоков.
Настороженный малый бизнес
В ближайшие год-два определяющим на рынке будет сокращение расходов на существование компании (в том числе ИТ), говорят опрошенные нами эксперты, а потому спрос на «облака» как технологию, сокращающую издержки, будет только расти. «Прорыв в сегменте МСБ будет стимулироваться прежде всего экономической ситуацией, поскольку на фоне наступающего спада предпринимателям придется оптимизировать свои затраты. Кроме того, активно растет предложение — для малого бизнеса появляется все больше сервисов: «облачная» бухгалтерия, юрслужба, CRM и тому подобные», — перечисляет Гоков.
Если подниматься на уровень выше, в средний сегмент, то здесь налицо совершенно другие процессы. «Коммерческие компании среднего размера уже задумываются о других сценариях: они не хотят попадать в зависимость от одного поставщика решения и хранить конфиденциальную информацию, которую легко могут получить, например, конкуренты. А некоторые крупные компании, посчитав стоимость, принимают решение развернуть у себя «частное облако» и используют его, и, на мой взгляд, это совершенно логично, поскольку подкреплено экономическими расчетами», — рассказывает Алексей Шовкун.
Примерно в этом в этом же ключе рассуждает и крупный бизнес, уверен Дмитрий Гоков. Холдинговые компании рассматривают собственное «облако» не только как средство снижения расходов, но и как инструмент повышения мобильности ИТ-департаментов в целом. Условно говоря, «облако» позволяет забыть о многоступенчатом согласовании покупки жесткого диска в магаданский филиал — сотрудники оттуда могут пользоваться этой услугой с компьютеров своих московских коллег.
Поднимаясь еще на один уровень выше, мы встретимся с госструктурами. И это — особая каста потребителей «облаков», которая доверяет только «Ростелекому». «Госструктуры вообще категорически не приемлют предоставление услуг как сервис, поскольку они сталкиваются с высокой стоимостью (для их объемов — на уровне субъекта РФ — дешевле развернуть аналогичное ПО у себя). Единственным исключением может стать «Ростелеком», стратегически важная для государства компания. Не думаю, что к кому-то из операторов связи доверия будет больше в ближайшей временной перспективе», — уверен Алексей Шовкун.
Но и этот сегмент меняется. «Последнее время многие регионы создают для нужд госуправления консолидированные «облака». Их ресурсы распределяются между отдельными региональными органами власти, которые тем самым освобождаются от необходимости содержать собственную ИТ-инфраструктуру», — рассказывает Гоков.
Поэтому наиболее перспективным предложением на рынке будет «супергибкая» услуга, позволяющая дать клиенту именно такое «облако», которое нужно именно ему, без всяких оговорок на технические возможности, уверен президент Microsoft в России Николай Прянишников. «В ответ на потребности рынка в 2013 году Microsoft выпустил Cloud OS. Это платформа, позволяющая использовать любое «облако» — частное, публичное, гибридное — в любых сочетаниях, и современные бизнес-приложения на любых устройствах, а также получать новые знания из любых типов данных независимо от того, где и как они хранятся», — перечисляет он.
Покупай отечественное!
Теперь немного уточним исходный посыл: все вышесказанное доподлинно можно было назвать точным прогнозом вплоть до нынешней весны. События в Украине и последовавшие за ними санкции создали ситуацию, при которой прогнозировать что-либо на этом, технологически зависимом от западных стран рынке, очень сложно. По многим показателям западные технологии качественнее российских. «К сожалению, на «облачном» рынке отечественные сервисы сильно проигрывают. Большинство бизнес-пользователей и даже органы власти предпочитают использовать западные ресурсы, например Amazon», — констатирует Гоков.
Он и другие эксперты уверены: с введением санкций, какими бы символическими они ни казались для макроэкономики, может быть связан переход на отечественные системы — и, следовательно, их бурное развитие. «На мой взгляд, политическая ситуация будет менять рынок до того состояния, когда будут появляться отечественные поставщики «облачных сервисов», которые будут так или иначе получать преимущества при работе с конечными потребителями. Поэтому «облачные» проекты Яндекса, на мой взгляд, очень перспективны с точки зрения того, чтобы заработать на этой волне. Этого же не исключаю, если будут серьезные вложения в проекты, аналогичные сервисам, предоставляемым Amazon EC2, и другим популярным, но не имеющим широко известных аналогов в России», — уверен Алексей Шовкун.
Кризис даже поможет
Впрочем, это не означает, что доступ на этот рынок открыт всем. Потреблять — пожалуйста, но предоставлять «облачные» услуги — еще нужно потрудиться. Дело в том, что компаниям, оказывающим такие услуги, как ни крути, не обойтись без передачи каких бы то ни было персональных данных. Если так, то поставщики сервисов автоматически обязаны аттестовать свои технологии во ФСТЭК и ФСБ. Это, в свою очередь, является заметной преградой для многих компаний, потенциально готовых быть поставщиками «облаков». То есть для входа на рынок компьютера и угла во второсортном бизнес-центре больше недостаточно — поэтому красивых историй взлета небольших ИТ-компаний ждать, скорее всего, не следует.
Другое заметное ограничение — вопрос кадров. Как говорится в совместном исследовании IDC и Microsoft, в России пока очень небольшое количество специалистов, готовых качественно обслуживать «облачные» услуги — всего около 70–80 тысяч человек. Для сравнения,ы в Китае таковых 4,6 миллиона, в США — около миллиона, даже в Индонезии — 915 тыс. человек. Даже с учетом разницы населения видно, что российский рынок может расти кратно даже до индонезийского уровня. И это опять говорит о том, что большие компании на рынке станут еще больше, стремясь удовлетворить спрос клиентов.
Но это же последнее обстоятельство может стать шансом для неотраслевого бизнеса. Ведь с развитием «облаков» непрофильным компаниям больше не нужно будет брать на работу первоклассных системных администраторов — они будут работать на ИТ-интеграторов. Следовательно, в условиях рецессии можно сэкономить на издержках. «Развитие «облачного» рынка особенно важно для нашей страны, так как оно позволит консолидировать ресурсы, в том числе и человеческие, — резюмирует Николай Прянишников. — Это особенно актуально в условиях дефицита ИТ-специалистов, с которым рынок сталкивается сегодня. Мы верим в перспективы «облака» и надеемся, что этот рынок будет развиваться».
Директор по работе с бизнес-рынком «МТС Сибирь» Василий Русаков:
— «Облачные» сервисы сегодня — наиболее перспективный путь для обеспечения клиентов простыми, удобными и экономичными системами коммуникаций. Комплекс «облачных» сервисов в сочетании с качественными услугами связи дает возможность бизнесу существенно сокращать издержки, повышать защищенность корпоративных данных, упрощать и ускорять бизнес-процессы. Например, при подключении одного из наиболее востребованных «облачных» продуктов МТС — «Автосекретарь», клиент может сам определить, по каким правилам будут обрабатываться входящие звонки в зависимости от занятости сотрудников, времени суток или даже погоды. Такие услуги, как мониторинг и анализ телефонных звонков от клиентов, востребованы как в крупном бизнесе — среди банков, авиаперевозчиков, ритейлеров, операторов связи, так могут пригодиться и в небольших региональных компаниях, чьи отделения разбросаны по всему городу.
Ежемесячный рост числа пользователей нашими «облачными» услугами составляет порядка 25 процентов. В целом количество корпоративных клиентов, использующих конвергентные сервисы МТС, за год в Сибири увеличилось в четыре раза по сравнению с I кварталом 2013 года.
График 1 Динамика рынка «облачных» услуг в России График 2 Структура рынка «облачных» услуг в России в 2013 году График 3 Динамика роста «облачных» решений в России и странах Европы