Новости СМИ2

Последние новости


13:00
Фиксированный сервисный сбор в «Яндекс Маркете»
09:30
Госдума может запретить звонки и сообщения с незнакомых номеров в мессенджерах
17:00
Роскомнадзор может с марта 2025 года запретить публиковать статистику по VPN
15:08
Sony показала, какими будут игры и консоли через 10 лет
15:00
Россиян будут массово обучать использовать нейросети
11:30
СПБ Биржа опровергла сообщения о подаче документов на банкротство
09:30
Почти 500 тысяч жителей Крыма остались без света из-за шторма
15:30
Минсвязи Израиля договорилось с Маском о работе Starlink в секторе Газа
08:00
Цифровой рывок
18:37
Страховщики назвали регионы с самой высокой долей риска по ОСАГО
22:06
Сенаторы одобрили поправки в закон о выборах президента России
22:42
Депутаты готовят поправки в ПДД для электросамокатов
18:53
Арт-подсчет
17:55
Десятый пакет санкций Евросоюза предусматривает ограничения на 10 млрд евро
09:44
Ученые выдвинули новую версию происхождения коронавируса
17:06
Коронавирусное перемирие
15:36
Цифровой саммит G20
11:20
В США разработан план борьбы с коронавирусом без закрытия предприятий
08:28
Когда пандемии придет конец?
08:28
FT: уровень смертности от коронавируса остается загадкой
00:59
Книги
22:23
Драматургия на повышенных тонах
20:14
Музыка
20:14
Кинотоннель Вавилон-Берлин
20:13
Большая байкальская уборка
20:11
По неведомым дорожкам
20:10
Норильск очень чистый
20:05
Начало континентального первенства сулит испытания властям Франции
19:59
Война объявлена, боевые действия отложены
19:56
Ямал — это не вахта
Больше новостей

Ликвидировали дискриминацию


Гидроэлектростанции, расположенные в Сибири, до конца 2015 года могут продавать 65% мощности по нерегулируемой цене. В дальнейшем эта доля увеличится до 80%, а на 2017 год запланирована полная либерализация правил оптового рынка электричества для ГЭС второй ценовой зоны. Таковы нововведения, содержащиеся в постановлении правительства РФ, которое было подписано 28 апреля 2014 года. Энергетики считают это решение «взвешенным и своевременным», аналитики тоже воспринимают его позитивно.

Согласно первоначальным планам, которые федеральные власти строили около десяти лет назад, либерализация цен на мощность ГЭС, работающих в Сибири, должна была произойти 1 января 2011 года. Это было заложено в самой модели оптового рынка, которая начала действовать в регионе с 1 мая 2005 года. Однако планы перечеркнул скачок цен для потребителей из числа юридических лиц, произошедший три года назад. Тогда правительство РФ было вынуждено предпринять ряд мер для того, чтобы сгладить его последствия. Одной из них стало решение вернуться к стопроцентному регулированию тарифов на мощность сибирских ГЭС (по действовавшим в тот момент правилам они продавали по рыночной стоимости 2% установленной мощности, в случае паводков эта доля повышалась до 15%. — Ред.) и в дальнейшем провести для них пошаговую либерализацию рынка мощности.

Предполагаемую дату либерализации Министерство энергетики РФ обнародовало в конце января 2014 года. В проекте постановления правительства РФ, которое опубликовало ведомство, содержался пункт о том, что с 1 апреля 2014 года по 31 декабря 2015 года 50% мощности ГЭС, расположенных во второй ценовой зоне оптового рынка электричества, можно будет продавать по нерегулируемым ценам. За властями при этом сохранилось право в дальнейшем изменить это соотношение на 20% в ту или иную сторону. Операторы ГЭС позитивно восприняли подобное нововведение. В частности, пресс-служба ОАО «РусГидро» распространила заявление, в котором было сказано, что изменение правил «вернет участников рынка к ранее действовавшей схеме продажи мощности, предполагающей справедливое распределение выручки между сибирскими генерирующими компаниями».

Возражения, впрочем, нашлись у владельцев ТЭС: к примеру, руководство ОАО «Э. Он Россия» направило в Мин­энерго письмо, где говорилось о том, что предложенные меры могут негативно отразиться на тепловой генерации и потребителях. «Считаем, что вышеупомянутый проект постановления вводит диспропорции на оптовом рынке электроэнергии (мощности), предоставляя избыточные преференции владельцам гидроэлектростанций, и не может быть принят в данной редакции», — цитирует его «Интерфакс», чьи журналисты ознакомились с текстом обращения (см. «Между огнем и водой» в «Эксперте-Сибирь» № 12 (411) за 2014 год).

«Решение взвешенное и своевременное»

В итоговом варианте документа, который председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал 28 апреля, соотношение мощности, продаваемой по рыночным и регулируемым ценам, действительно было изменено. Однако сделано это было в пользу гидрогенераторов. Так, официально принятый документ гласит, что с 1 мая 2014 года по 31 декабря 2015 года доля мощности, которую ГЭС Сибири могут продавать по рыночной стоимости, составляет 65%, с 1 января 2016 года — 80%, а в 2017 году государство полностью откажется от регулирования цен на мощность гидроэлектростанций второй ценовой зоны. Исключение — новые станции (к ним в регионе относится только Богучанская ГЭС), на которые уже не распространяются регулируемые тарифы. «Это поступательное развитие логики правительства, предполагающей поэтапную либерализацию цен на мощность, поставляемую ГЭС Сибири, — поясняет заместитель генерального директора по продаже энергоресурсов ОАО «Иркутскэнерго» Максим Матвеев. — Такой шаг сделан для того, чтобы потребители не ощутили влияния либерализации на конечную стоимость электроэнергии».

«Решение взвешенное и своевременное, — считает исполняющий обязанности генерального директора ОАО «Евро­СибЭнерго» Вячеслав Соломин. — Мощность других производителей электроэнергии, как и сама электроэнергия, давно продается по свободным ценам. Сегодня ГЭС обязаны подавать на рынок только ценопринимающие заявки, то есть участвовать в ценообразовании на стороне потребителя. При этом ввод в строй энергоблоков Саяно-Шушенской и Богучанской ГЭС, а также новых объектов сетевой инфраструктуры сформировал предпосылки для существенного снижения цен на электроэнергию в Сибири». Например, по итогам конкурентного отбора мощности на 2014 год ее стоимость во второй ценовой зоне оптового рынка (за исключением отдельных регионов, где не представлена гидрогенерация) составляет около 97,5 тыс. руб­лей за мегаватт, тогда как на остальной территории России — от 133 тысяч до 144 тыс. руб­лей за мегаватт. Если взять средневзвешенный индекс конечных цен на электричество в Сибири, то, по данным некоммерческого партнерства «Совет рынка» на 1 мая, с начала года он снизился на 6,8% и составил 739,2 руб­ля за МВт•ч. Для сравнения: на Урале и в Европейской России за четыре месяца он, напротив, увеличился на 11,7%, до 1 148,5 руб­ля за МВт•ч.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов указывает на то, что поэтапная либерализация рынка для ГЭС Сибири еще и отвечает нескольким задачам Энергетической стратегии РФ до 2030 года: развитию конкурентных отношений между различными видами генерации и увеличению доли нетопливных источников в производстве электричества с 32% в 2008 году до 38% в 2030-м. «В случае если данное решение положительно скажется на всех группах потребителей, то есть повысится надежность энергоснабжения, а цены при этом не будут расти скачкообразно, то его можно только приветствовать», — полагает аналитик. А в «РусГидро» подчеркивают, что изменения в правилах работы оптового рынка электрической энергии и мощности являются «эффективной мерой по ликвидации дискриминационных условий для гидрогенерации, работающей в Сибири».

Результат на миллиарды

Каков будет экономический эффект от перехода на продажу львиной доли мощности сибирских ГЭС по рыночным ценам пока затрудняются сказать и представители отрасли, и сторонние эксперты. По мнению Баранова, речь идет о миллиардах руб­лей прибыли для энергетиков. В «РусГидро» уточняют, что для них заявленный объем дополнительного максимального дохода в 2014 году сохранится на уровне 1,14 млрд руб­лей, несмотря на то что доля мощности, продаваемой по нерегулируемым ценам, для Саяно-Шушенской, Майнской и Новосибирской ГЭС составит 65%, а не 50%, как предполагалось ранее. Но, сообщили корреспонденту «Конкурента» в компании, оценить экономический эффект от продажи мощности в 2015–2016 годах можно будет только после проведения ежегодных конкурентных отборов мощности. Они состоятся соответственно в конце 2014 и 2015 годов.

Глава «ЕвроСибЭнерго» подчеркивает, что при этом либерализация оптового рынка во второй ценовой зоне не повлечет «какого-либо нерыночного роста тарифов для крупных потребителей». Население она и вовсе не затронет — стоимость электричества для него устанавливает государство, вдобавок в принятом 28 апреля постановлении прямым текстом написано, что его положения распространяются на весь объем электроэнергии за исключением поставок физическим лицам. «Государство, в силу действующей модели рынка мощности и принимаемых поправок, в любом случае сохраняет контроль над ценовой ситуацией», — добавляет Вячеслав Соломин. В то же время частичная либерализация позволяет гидроэлектростанциям заключать с потребителями долгосрочные прямые двусторонние договоры по ценам ниже рыночных. А в тех регионах, где темпы роста тарифов превышают 10%, правительство планирует дать покупателям возможность заключения договоров с гарантирующими поставщиками электроэнергии. «Мы считаем такую конструкцию рынка справедливой, поскольку она как учитывает экономические интересы гидрогенераторов, так и позволяет снять тарифную нагрузку с конечных потребителей в регионах Сибири с высокими темпами роста цен на электроэнергию, — заверяют в «РусГидро». — После утверждения данного механизма компания будет готова заключить подобные договоры».