Изучая спрос малых и средних предприятий юга России на программы повышения энергоэффективности, мы столкнулись с тем, что главными их популяризаторами по-прежнему остаются банки, имеющие кредитные линии с соответствующими словами в названии. «Чистого» спроса на снижение энергозатрат у региональных предприятий крайне мало: основными задачами компаний, желающих развиваться, являются увеличение мощностей производства, расширение аудитории или географии работы — в общем, обычные цели растущего бизнеса. Но в беседах с представителями тех компаний, которые согласились поделиться своими планами развития, постепенно выяснялось, что повышение энергоэффективности всё же стало важным следствием оптимизации бизнес-процессов, а в некоторых случаях привело и к полноценному развитию этого направления. Однако путь к модернизации через энергоэффективность может выглядеть по-разному: одни компании сразу становятся на столбовую дорогу, а другим приходится стучаться с «заднего крыльца».
«Пионеры» энергоэффективности
На юге России действуют два ключевых «поставщика» кредитных средств на программы повышения энергоэффективности: это МСП Банк (входящий в группу Внешэкономбанка и действующий через банки-партнёры) и ростовский «Центр-инвест», который пропагандирует программы энергоэффективности в разных сферах. По оценке последнего банка, сегодня объём его собственных инвестиций в программы модернизации и энергоэффективности в регионе составляет 7,8 млрд рублей. «Нашими клиентами становятся предприятия различных отраслей экономики — от производства игрушек и салфеток до котлов и сельхозоборудования, — говорит Сергей Смирнов, заместитель председателя правления банка “Центр-инвест”. — Довольно много предприятий пищевой промышленности: это производители кондитерских изделий, прохладительных напитков, мясной продукции и так далее». В общей сложности в портфеле банка более 500 предприятий, получивших кредиты по программе модернизации и повышения энергоэффективности. В 2013 году на эти цели банк выдал кредитов более чем на 1,17 млрд рублей, динамика роста соответствующего портфеля превысила 40%.
Конечно, в региональной экономике есть отрасли-«пионеры», которые уже довольно давно целенаправленно работают над повышением эффективности использования оборудования. Прежде всего это те сферы, где стоимость работы оборудования составляет существенную долю в себестоимости поставляемых продуктов и услуг. Андрей Кухно, региональный руководитель ООО «ВИЛО РУС» в ЮФО (компания представляет немецкого производителя насосов Wilo), говорит, что среди его клиентов велика доля монтажных организаций или индивидуальных предпринимателей, которые работают непосредственно с конечным потребителем. Во вторую очередь это предприятия, которые используют насосы и другое оборудование в производстве своего оборудования либо в собственных разработках комплексных инженерных решений. «Это, безусловно, одна из самых важных наших групп потребителей, — отмечает г-н Кухно. — До сих пор очень многие малые предприятия чаще приобретали более дешёвое, но знакомое им оборудование, чем новые энергоэффективные насосы. Но стандартные насосы сейчас производят очень многие компании, поэтому всё больше монтажных организаций пытаются оторваться от конкурентов, в том числе предлагая современные энергоэффективные насосы ведущих европейских производителей и гарантируя тем самым качество и обеспечивая надёжную работу оборудования».
Надо подчеркнуть, что для некоторых предприятий энергоэффективность неразрывно связана с модернизацией: энергоэффективность повышается как раз вследствие модернизации производственного оборудования — именно поэтому целевая группа предприятий, которые могут воспользоваться сравнительно недорогими кредитными средствами по программам энергоэфективности, весьма широка. И, что более важно, получив ощутимый и всесторонний эффект — повышение производительности, оптимизацию рабочего времени, снижение энергозатрат, — эти компании не останавливаются на полученных результатах и уже сейчас планируют дальнейшее развитие. Их опыт по модернизации своих производств можно уверенно назвать передовым: такие компании, как никто, учатся считать каждую копейку в себестоимости продукции и искать не всегда очевидные решения для задач развития.
Классический путь
Для начала можно взять пример предприятия, внедрившего у себя проект повышения энергоэффективности в традиционном смысле, то есть речь буквально шла о снижении затрат на энергоносители любым способом. В данном случае энергоэффективность не была побочным эффектом модернизации, поскольку производство уже было высокотехнологичным: ЗАО «Электро СИ» разрабатывает и выпускает электронные преобразователи для применения в различных отраслях хозяйства. Компания имеет московскую прописку, но недавно начала развивать производственную площадку в Азове — именно там и был реализован проект, кредитные средства на который предоставил МСП Банк.
Для запуска приборостроительного завода компания «Электро СИ» приобрела промышленное здание 1980 года постройки площадью 30 тысяч кв. м, и хотя оно было в удовлетворительном состоянии, все внутренние инженерные системы, в том числе освещение, требовали замены. На стадии выполнения проектных работ было принято предсказуемое решение: в качестве элементов системы освещения использовать светодиодные светильники.
«Проведённые расчёты эффективности построения системы освещения на основе светодиодных светильников показали срок окупаемости дополнительных затрат менее трёх лет в сравнении с построением системы на основе светильников на газоразрядных лампах, — рассказывает директор азовского филиала компании Сергей Светликин. — В абсолютном выражении экономия только на электроэнергии составляет более 500 тысяч рублей в год». А учитывая, что рост тарифов на электроэнергию происходит опережающими темпами (например, в прошлом году за счёт введения двухставочной системы счета́ в абсолютном выражении выросли более чем на 30%), экономия с каждым годом будет только расти. Кроме снижения уровня затрат непосредственно на электроэнергию, предприятие сможет серьёзно снизить и эксплуатационные расходы, поскольку светодиодные лампы реже требуют замены и не нуждаются в специальных мероприятиях по хранению и утилизации.
Сумма кредита МСП Банка для «Электро СИ» составила 20 млн рублей. На эти деньги компания заменила все линии подачи электроэнергии, распределительные и управляющие шкафы, сами светильники (всего было установлено более 4,5 тысячи различных светильников мощностью от 40 до 100 Вт). По словам Сергея Светликина, результат внедрения мер по энергоэффективности компания оценивает положительно. Высокие показатели светимости установленных светильников позволили обеспечить в цехах уровень освещённости в 500 люкс при минимальном расходе электроэнергии. За полтора года эксплуатации из всех установленных светильников отказало всего два. Изначально расчётный срок окупаемости составлял три года, но с учётом резкого роста стоимости электроэнергии в 2013 году он сократится до 2,5–2,7 лет.
Подобные проекты по сокращению затрат на электроэнергию проще всего даются именно новым производствам, тем более если внедряется опыт, уже имевшийся на головном предприятии. Разумеется, свою роль играет и масштаб: на крупной производственной площадке эффект от замены лампочек будет очевиднее, чем от того же на площадке небольшой (хотя то же ЗАО «Электро СИ» — предприятие среднее, с оборотом порядка 300 млн рублей в год). Но и компаниям поменьше есть что делать в этом направлении.
Энергоэффективность поневоле
Ростовская типография «Аркол» — один из старейших игроков на местном рынке типографских и полиграфических услуг, её основная специализация — мало‑ и среднетиражная печатная продукция и оперативная полиграфия. Несмотря на наработанный за годы портфель клиентов, компания сталкивается с трудностями роста, поскольку стоимость продукции имеет тенденцию снижаться, а себестоимость при этом, наоборот, повышается. Выход компания нашла в модернизации, закупке современного оборудования, которое позволяет, сократив затраты, увеличить мощности производства.
Олег Зубков, директор ООО «Аркол», поясняет, что увеличение мощности производства позволит предприятию расширить аудиторию, выйти за пределы круга обычных заказчиков — рекламных агентств и издательств: «В условиях современной экономики нам необходимо повышать производительность труда и эффективность производства. При увеличивающихся издержках и падении цен на наши услуги мы должны обеспечить предприятию рентабельность, которая позволяла бы зарабатывать и развиваться».
На покупку нового печатного станка стоимостью свыше 500 тысяч евро типография получила кредитные средства в банке «Центр-инвест». Внедрение новейшего оборудования позволило сократить печатный процесс и существенно увеличить мощности производства за счёт большей автоматизации. Расход электроэнергии при этом возрос примерно на 15% в сравнении с расходом старого оборудования, но благодаря увеличению производительности расход электроэнергии на единицу выпущенной продукции уменьшился. «Срок производства сократился, количество продукции увеличилось, при этом качество существенно повысилось, — поясняет Олег Зубков. — Нам удалось сократить себестоимость на 30–50 процентов в зависимости от вида продукции и её сложности».
По оценке г-на Зубкова, на самом деле доля энергозатрат в стоимости печатной продукции сегодня невелика — всего порядка 3–5%. Но и рентабельность полиграфического бизнеса такова, что даже такие цифры имеют значение. А практика других бизнесов, имеющих дело с низкой маржинальностью (например, ритейла), уже давно показывает, что лидерами отрасли в итоге становятся те, кто умеет работать с эффективностью любых показателей.
Энергоэффективность с продолжением
Именно сложная конкурентная ситуация привела ООО «Сладофф» из Новочеркасска к пересмотру производственных процессов и модернизации. Компания-производитель весовых мучных кондитерских изделий была основана в 1991 году как семейный бизнес, но уже в конце прошлого десятилетия, незадолго до кризиса, стала довольно крупным производством, приобретя производственную площадку общей площадью 2,5 тысячи кв. м.
«Мы работаем в очень низкорентабельном сегменте, — рассказывает учредитель компании Агаси Минасян, — и конкурируем в основном с малыми производителями. Конкуренция, как правило, ценовая, и небольшим пекарням проще поддерживать невысокую цену, поскольку капитализация у таких предприятий низкая. Многие работают в арендованных помещениях, делают минимальные инвестиции в инфраструктуру, в соблюдение санитарных норм. У нас же санитарно-гигиенические нормы — это одна из приоритетных задач; инфраструктура, помещения, оборудование — всё европейского уровня».
Таким образом, компания пришла к необходимости комплексного пересмотра всех процессов, чтобы сохранить высокое качество продукции («Сладофф» планирует развитие линейки продуктов, произведённых из экосырья, не содержащих добавок, консервантов и т. п.), увеличить мощность (география поставок — более 30 регионов России) и сохранить конкурентную цену. Для модернизации производства новочеркасский производитель взял кредит на приобретение камеры вакуумного охлаждения стоимостью порядка 200 тысяч евро, которая позволяет в течение всего двух минут охладить только что выпеченную продукцию и удалить из неё излишнюю влагу (избыток влаги приводит к образованию плесени в продукции и, соответственно, сокращению сроков её хранения). «Традиционный способ борьбы с этим — использование консервантов, — поясняет г-н Минасян. — Но мы принципиально не используем подобные средства. Как следствие, средний срок хранения наших продуктов не превышал недели, а с таким сроком нелегко поддерживать широкую географию поставок. Применение вакуумного охлаждения позволяет увеличить срок хранения до месяца и более — при сохранении всех прочих качеств выпечки».
Энергоэффективность, как и в предыдущем примере, стала лишь следствием решения задачи роста бизнеса. «Повышение энергосбережения тоже прослеживается в результатах этого внедрения, — говорит Агаси Минасян. — Стандартное время выпечки круассанов составляет 25 минут, а с использованием этой технологии оно сократилось до 20 минут. Соответственно, мы экономим пять минут в каждом цикле. Конечно, добавился расход энергии на работу вакуума, но увеличилась мощность, а объём энергозатрат в пересчёте на килограмм продукции снизился».
Этот проект натолкнул компанию на мысль о дальнейшем повышении эффективности — уже в более широком смысле. О внедрении технологий бережливого производства на предприятии задумались ещё полтора года назад, но комплексного развития эта тема не получила. Теперь принято решение вернуться к ней, и руководство «Сладоффа» видит возможность для увеличения производительности на 20–30% за смену за счёт сокращения простоев производства во время пересмен и перенастройки линий, связанных со сменой продукта. При этом эффективность увеличивается почти на треть при тех же энергозатратах. А повышение автоматизации позволяет снизить долю ФОТ в себестоимости продукции, повысить маржинальность, а высвободившиеся ресурсы направить в маркетинговый фонд для стимулирования продаж в каналах сбыта. «Надо лишь понимать, что оборудование — это не печатная машина, которая приносит деньги, — резюмирует Агаси Минасян. — Насколько умело ты им пользуешься, настолько велика будет и отдача от него». Собственно, и энергоэффективность, как показывают все собранные нами примеры, — это во вторую очередь станки, лампы и прочие технические решения, а в первую очередь это всё-таки мышление.