Андрей Липатов, генеральный директор холдинга «Теплоком» и руководитель экспертной секции «Финансирование в энергосбережении» консультативного совета при председателе комитета по энергетике Госдумы РФ, считает, что необходимо адаптировать государственные и банковские программы по повышению энергоэффективности к нуждам малого и среднего бизнеса.
— Как компании малого и среднего бизнеса могут управлять энергосбережением? Какой экономический эффект они могут получить?
— То, что тема энергосбережения актуальна для бизнеса, очевидно. Стоимость ресурсов является дополнительным бременем, которое затем либо включается в стоимость продукта, то есть перекладывается в итоге на покупателя, либо изымается из прибыли и из инвестиций. Особенно это заметно для малого и среднего бизнеса, где даже минимальное превышение предельных издержек уже не позволяет реинвестировать в развитие. Причём начать нужно с элементарных правил, которые относятся как к обычным квартирам, так и к крупным предприятиям: закрывайте двери, гасите свет. Должна быть сформирована культура бережного отношения к энергии. Это касается не только малых или средних, но и крупных предприятий, и региона в целом, и всей страны. Экономное поведение должно стать основой жизнедеятельности любого бизнеса.
— Как выглядит типовой запрос компании малого бизнеса на решения в области энергоэффективности? Представители этого сегмента понимают, что это может быть областью оптимизации?
— Как правило, российские компании видят своё развитие в таких привычных направлениях, как новые контакты и новые контракты: производство, продукты, строительство, разработки. Они забывают, что энергетическая составляющая тоже является направлением для развития. Из-за отсутствия культуры рачительного потребления ещё не очевидно, что инвестиции в энергосбережение могут стать доходной составляющей. Особенно для малого бизнеса, например, ресторана или магазина, где есть предельное значение клиентской базы, нет возможности для экстенсивного развития.
— Как вы оцениваете доступность кредитных ресурсов на проекты по энергоэффективности и распространённость этих программ в регионах?
— Сегодня снижение энергоёмкости российской экономики — государственная задача, которую призван был решить 261-ФЗ «Об энергосбережении». Однако очевидно, что на практике закон комплексно не работает. Представители банковской сферы понимают, что эта отрасль — наиболее ёмкая по инвестициям по сравнению с другими отраслями экономики, но из-за отсутствия чётких законодательных и финансовых механизмов, обеспечивающих срочность, возвратность и структурирование сделок, она является слишком рисковой. Программы международных финансовых институтов — ЕБРР, IFC — по повышению энергоэффективности рассчитаны на крупные проекты. Специальных льготных программ для финансирования энергоэффективных мероприятий в малом и среднем бизнесе в российских банках нет. А то, чем можно воспользоваться, слишком дорого: если срок окупаемости таких проектов превышает три года, их стоимость повышается более чем в два раза. Опыт России и западных стран показывает, что энергоэффективные программы работают там и тогда, когда ими целенаправленно занимается государство.
— Сотрудничает ли ваша компания с банками или администрациями, популяризирующими программы финансирования энергоэффективности?
— Холдинг «Теплоком», реализуя различные и по объёму, и по финансированию энергоэффективные проекты в регионах, выступает в роли комплексного посредника, являясь тем звеном, которое структурирует инвестиционные сделки, выступает заёмщиком, проектировщиком, генеральным подрядчиком, гарантируя целевое использование и возвратность средств. Для банка мы выступаем в роли экспертов: хорошо знаем отрасль и можем отделить окупаемые вещи от неокупаемых, знаем ситуацию на местах. А для региона мы и инвестор, и генподрядчик, и инновационная компания.
— Какие инструменты финансирования программ энергоэффективности, по вашему мнению, могли бы задействовать банки, муниципальные, региональные власти — софинансирование, субсидирование, льготное кредитование?
— Как известно, государственное финансирование таких программ ежегодно сокращается: если в 2013 году объём выделенных Минэнерго средств на софинансирование региональных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности составил 5,7 миллиарда рублей, то на 2014 год запланировано 4,9 миллиарда рублей. При этом получателями субсидий становятся субъекты федерации, способные дополнительно направить на их реализацию собственные средства и, главное, обладающие высоким потенциалом для привлечения внебюджетного финансирования. На практике реализация инвестиционных программ с использованием внебюджетного финансирования возможна в рамках государственно-частного партнёрства, энергосервисных контрактов, концессионных соглашений, лизинговых и факторинговых схем. Причём необходимо так организовать работу, чтобы, с одной стороны, сохранить социально приемлемый уровень тарифов и рост ВРП , а с другой — позволить инвесторам капитализировать возврат инвестиций. Если не доходностью на вложенный капитал, то владением долей в активах.