Уже в марте специалисты отметили ужесточение требований, предъявляемых властями США к российским компаниям, которые могут быть заподозрены в работе на оборонные отрасли промышленности. Даже косвенно. Известно, что Госдепартамент дал указание сократить до минимума сотрудничество американских компаний с аналогичными российскими*. Последствия этих решений уже ощутили некоторые высокотехнологичные компании, занятые в гражданском машиностроении. Примеры мы получили, опросив всего лишь несколько фирм. Одной из них, производящей электронное оборудование для транспортных средств, отказали в поставке электронных компонентов; другой, занятой производством электронного оборудования для строительных машин, — в поставке установки для вязки жгутов. Насколько известно, фирма Applied Materials отказалась поставлять оборудование для производства микроэлектроники компании «Крокус Наноэлектроника», которая пытается локализовать в России технологию MRAM. К сожалению, представители этих компаний, как и большинства других, сообщая о своих проблемах, просят на них не ссылаться, поскольку боятся «засветиться» и усугубить свои проблемы.
Чем сложнее, тем критичнее
Как заметил генеральный директор компании “Т-платформы” Всеволод Опанасенко, — хотя гражданских наукоемких отраслей санкции пока напрямую не касаются, многие партнеры, видя нагнетание истерии и боясь, что эти санкции могут зайти дальше, стали более аккуратно общаться даже с научными учреждениями, опасаясь, что санкции могут распространиться и на научную сферу».
В принципе любое государство и без всяких санкций имеет право в соответствии с так называемыми Вассенаарскими соглашениями по контролю над экспортом обычных вооружений и высоких технологий (товаров и технологий двойного применения), в которых Россия тоже принимает участие, отказать в поставках изделий, указанных в этих соглашениях. Для контроля над выполнением соглашений и своего экспортного законодательства в Соединенных Штатах создано специальное ведомство — Бюро промышленности и безопасности, которое содержит в посольстве США в России своего представителя — специального атташе по экспортному контролю. Но до последнего времени на многие нарушения экспортного контроля американские власти закрывали глаза. Например, были ограничения на вывоз в Россию процессоров некоторых типов, но их вывозили. Нельзя было поставлять герметичные компоненты, нельзя было поставлять радиационно стойкие компоненты, тем не менее они поставлялись в Россию и шли даже в специальную технику. Более того, спецтехника, не говоря уже о гражданской, практически полностью комплектовалась импортными электронными компонентами. На это не обращали внимания и в США, практически никак нас не ограничивая, и в России. Как заметил один из разработчиков микроэлектроники, «нам давали любые технологии, любые САПР, любые возможности, даже уговаривали покупать. То есть нам никто не мешал. Но мы практически ничего не сделали для собственного развития, особенно в области коммерческой электроники. И в