Руководство корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ) обратилось в российское правительство с просьбой предоставить предприятию госгарантии по кредитам, необходимым компании для реализации федеральной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года». «Мы рассматривали сумму приблизительно от 35 до 50 миллиардов рублей, плюс мы попросили увеличения уставного капитала. Программа модернизации предусматривает 60 процентов государственных средств, 40 процентов средств компании, но у нас нет такой прибыли, которая позволила бы обеспечить инвестиции, а программу никто не отменял», — объяснил позицию компании гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко.
Государственная машиностроительная корпорация вновь столкнулась с финансовыми трудностями. Отчасти это объясняется санкциями, введенными странами Запада против компании, отчасти — ужесточением кредитно-денежной политики в стране. Не исключено, что свою роль играет и избыточная диверсификация УВЗ.
Восстать из кризиса
Возрождение Уралвагонзавода началось в кризисном 2008 году. Тогда небольшая (по меркам других промышленных гигантов, таких как КамАЗ и АвтоВАЗ) компания, специализирующаяся на выпуске железнодорожных вагонов (в основном полувагонов и цистерн) и военной техники (танков Т-72 и Т-90), столкнулась с большими финансовыми проблемами. При выручке чуть более 35 млрд рублей долг компании составлял 60 млрд рублей, из них 5 млрд компания должна была выплатить по облигациям в 2008-м и 2010 годах.
Из-за кризиса РЖД резко снизили объем закупки вагонов, в итоге выручка начала падать, а долг по-прежнему нужно было обслуживать. При этом у завода было обязательство перед Индией на поставку 347 танков Т-90. Финансовые трудности грозили банкротством и срывом крупного экспортного контракта, все это могло привести к социальному взрыву в Нижнем Тагиле, где расположено основное производство УВЗ (под угрозой оказалось 34 тыс. рабочих мест), и к серьезным штрафам на международном уровне. Тогда ситуацию удалось разрешить: сначала УВЗ получил финансовые гарантии на 10 млрд рублей, а позже финансовое вливание от государства, которое выкупило акции УВЗ более чем на 14 млрд рублей. Президент Владимир Путин так описывал положение завода: «В 2009–2012 годах на УВЗ сложилась критическая ситуация, и если бы не помощь из федерального бюджета общим объемом 14,2 миллиарда рублей, завод наверняка был бы остановлен».
Оказывая финансовую помощь в тяжелых условиях, государство в первую очередь пыталось сохранить базовые компетенции УВЗ — умение производить танки. Состояние реальных активов УВЗ на тот момент было плачевным: оборудование и технологии производства в основной массе своей — 1970–1980-х годов. Однако государство тогда нуждалось даже в морально устаревших станках и оборудовании и в людях, которые умели бы на них работать.
В 2008 году конфликт с Грузией обнажил серьезные проблемы российской армии: ее вооружение крайне устарело. Пришлось задуматься о модернизации. В результате была подготовлена и запущена программ